Михаил Котюков: в Красноярском крае сформирована сеть опорных городов

Сеть опорных городов создают в Красноярском крае, программы развития их будут представлены в августе. Об этом, а также о развитии аэропорта Красноярска, новых транспортных маршрутах, образовании, строительстве жилья в ЛНР в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) рассказал губернатор региона Михаил Котюков

Михаил Котюков: в Красноярском крае сформирована сеть опорных городов
© ТАСС

​Ставка на технологии

— Президент России отметил, что "мозги" — это главная ценность, это база, на которую все должно опираться. Как в Сибири в целом, и в регионе частности, должно развиваться высокотехнологичное производство, по каким направлениям?

— Первое, нужно исходить как от возможностей, которые у нас есть, так и от запроса. Сейчас наша металлургия — в основном это первичные переделы. Одна из задач в этом направлении — делать из металлургического сырья изделия, что является более высокотехнологичным направлением. Для этого правительством России было принято решение о создании в Красноярске особой экономической зоны, так называемой алюминиевой долины. Рядом с алюминиевым заводом есть металлургические производства, которые из первичного алюминия делают необходимые изделия для автомобильной промышленности, строительной отрасли и других задач.

Решаем подобные задачи и в лесопромышленном комплексе.

Также в Красноярском крае сосредоточена большая часть космической промышленности страны. Мы делаем спутники, мы делаем ракетоносители. Это тоже возможность, на форуме об этом говорили, выходить из военной в гражданскую сферу с новыми технологическими решениями, которые хорошо себя показали в космосе или в оборонном секторе. Это очень высокотехнологическое производство, и возможность создавать новые рабочие места.

Образование и городская среда

—​​​​​​​ Для всего этого нужны кадры? Людей надо учить, развивать профориентацию. Что делается в этом направлении?

— Рынок труда в стране сегодня переживает непростое состояние, демографические ограничения серьезные. Нужно исходить из того, что дополнительных сильных специалистов из ниоткуда не появится. Красноярский край, где сейчас серьезный инвестиционный бум, реализуется более 200 инвестиционных проектов и предполагается создание более 130 тыс. новых рабочих мест, не является исключением.

Поэтому необходимо повышать эффективность взаимодействия по линии "школа — вуз — предприятие". Компании должны не только формировать кадровый запрос, но и помогать в подготовке специалистов. Нужно расширить базу дополнительного образования детей, выстроить стройную и целостную систему кураторства и сопровождения талантов. Также необходимо все техникумы и колледжи объединить в отраслевые кластеры. В сфере высшего образования нужна взаимная интеграция образовательных программ, создание общей академической среды.

— Глава госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов говорит, что в ближайшие годы конкуренция межу регионами и городами за высококвалифицированные кадры усилится, и важную роль будут играть именно городская среда и качество жизни. Как вы считаете, Красноярск и другие города региона могут конкурировать в этом направлении?

Красноярск уже сегодня привлекателен для переезда, люди приезжают жить в город. Десять лет назад население Красноярска было около 1 млн человек, сегодня это уже почти 1,3 млн человек. И эта тенденция будет продолжаться. Люди приезжают как из территорий края, так из соседних регионов. Есть случаи, не такие масштабные, когда едут к нам из европейской части России.

В Красноярском крае сформирована сеть таких опорных городов, вокруг которых находятся райцентры и сельские поселения. Для комфортной жизни там необходимо доступное образование, медицина, транспортная доступность, чтобы можно было бы доехать до аэропорта и улететь в отпуск в Москву, в Сочи, желательно прямым рейсом. В опорном городе должен быть хороший театр, музей, кинотеатр. Очень важно, что в городах должна быть экономическая жизнь, рабочие места, которые привлекательны для молодых, квалифицированных людей. Нужно думать, чем город будет жить, чем будет зарабатывать в производственной сфере, а не только выполнять сервисные функции. Для этого необходимы планы развития городов.

В крае в качестве опорных городов нами определены Минусинск на юге, Ачинск на западе, Канск на востоке и Лесосибирск на севере и в Приангарье. Для этих городов делаем мастер-планы и комплексные программы развития. Уже есть Норильск, который сделал такой мастер-план и комплексный план развития, реновации и это для нас образец. В августе этого года на Минусинском инвестиционном форуме мы представим эти наработки.

Развитие аэропорта

—​​​​​​​ На форуме вы подписали соглашение с ПАО "Аэрофлот". Это в рамках решения задачи транспортной доступности?

— Край активно развивает аэропорт в Красноярске, а "Аэрофлот" уже сегодня считает красноярский аэропорт своим вторым (после "Шереметьево") хабом и фактически своим домашним аэропортом в азиатской части страны. Соответственно, увеличивается каждый год количество воздушных судов, которые приписаны к аэропорту Красноярск и уже рейсы совершают из Красноярска. Красноярск фактически сегодня выступает воротами в Азию. В Пекин, например, из Красноярска лететь меньше четырех часов. 

В этом году мы завершили второй этап реконструкции перрона в Красноярске — увеличилось число современных стоянок воздушных судов, соответствующих самым высоким уровнем требований. И уже приступаем к проектированию и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Дальнейшие планы у Красноярского края, вместе с нашими партнерами, развивать и терминал, и взлетную полосу, и парковку. Поэтому аэропорт Красноярск будет расширяться, и парк воздушных судов "Аэрофлота" также будет увеличиваться. Сегодня уже 11 машин, в перспективе у нас до 18 [воздушных судов] постоянно базирующихся в аэропорту Красноярска к 2026 году. Также наращивание пассажиропотока "Аэрофлота" с 1,5 млн человек, по итогам прошлого года, до 3 млн человек. Организация прямого сообщения с городами-миллиониками в центральной части России, расширения авиасообщения с региональными центрами Дальнего Востока и международной сети.

—Означает ли это, что аэропорт сможет принимать новые типы судов или реконструкция носит иные задачи? 

— Сегодняшнее состояние полосы позволяет принимать любые типы воздушных судов. Полоса соответствует высоким международным требованиям и может работать фактически в разных погодных условиях. Полоса была построена в 80-е годы прошлого века. Срок эксплуатации полосы истекает примерно в 2027 году. Нам нужно сейчас уже говорить о ее реконструкции и модернизации. Каких-то глобальных изменений не предполагается. Мы просто должны привести в порядок то, что есть сейчас.

Аэропорт рассчитан у нас сегодня примерно на 5 млн пассажиров. В прошлом году абсолютный рекорд уже 3,7 млн человек, такого не было никогда в истории аэропорта. И есть все основания полагать, что пассажиропоток будет увеличиваться, и цифра в 5 млн [пассажиров] и более будет достигнута в ближайшее время. Поэтому сейчас нам важно, чтобы вся инфраструктура этому соответствовала. Одной полосы на ближайшие 10 лет точно будет достаточно для красноярского аэропорта, но она должна быть, что называется, современной. 

Железнодорожные перспективы

— Продолжая тему транспорта. Как вы оцениваете железнодорожные перспективы Сибири. Какие проекты в этой сфере могут получить развитие?

— Сейчас, мы обсуждаем поручение президента по развитию железнодорожных магистралей в Сибирском федеральном округе — Северо-Сибирская железная дорога и Центрально-евразийский транспортный коридор через Монголию в Китай. Пока это идет на уровне экспертных обсуждений, но наука считает грузовую базу, возможный объем перевозок и экономику проектов.

— Ваши коллеги-соседи, в частности из Кемеровской области, говорят о том, что сейчас необходимо расширять уже имеющиеся транспортные коридоры — БАМ и Транссиб для поворота экономики на восток. Насколько это необходимо?

Правительство РФ уже определилось с объемом перспективных грузоперевозок по БАМу и Транссибу, и они уже заложены в проектные решения и документы. Мы видим, что интенсивность перевозок увеличилась, частота движения железнодорожных составов резко увеличилась. Поэтому уже сейчас считаем и другие варианты железнодорожного сообщения со странами Юго-Восточной Азии, которые отчасти позволит разгрузить БАМ, Транссиб, Восточный полигон. Новые направления — они и короче, и позволят нам часть грузов из Сибири сразу отправлять на юг. Это и через Кемерово трассировка, это через Туву трассировка, это как раз те варианты, которые сейчас досчитываются.

Из Сибири в Новороссию

—​​​​​​​ Сейчас уникальное время, стоит задача развития не только территории региона, но и подшефного Свердловского муниципального округа в ЛНР. И вот на форуме край подписал соглашение с Херсонской областью. О чем оно?

— Со Свердловским муниципальным округом мы сотрудничаем уже два года по двум основным направлениям. Первое, помогаем коллегам восстанавливать инфраструктуру — школы, библиотека, молодежный центр, дороги, жилые дома, программа широкая, большое количество объектов. Второе направление, мы помогаем организовывать летний отдых детям.

Помогаем настроить структуру госуправления — передаем коллегам лучшие наши практики государственного муниципального управления. Собственно, и теперь поэтому же пути идет Херсонская область. Речь сейчас идет больше о совместных гуманитарных проектах и обмене опытом с управленческими командами. Дальше, я думаю, что сотрудничество будет развиваться.

Для примера, том же Свердловске ЛНР мы начинали с восстановления зданий и инфраструктуры, сейчас глава муниципалитета вышел с инициативой возвести многоквартирный дом на внебюджетные деньги и пригласил наших строителей спроектировать его и построить. Проект они назвали ЖК "Красноярский", и мы две недели назад встречались, и он сказал, что успех колоссальный и будем, скорее всего, масштабировать и строить новые кварталы. Там такое жилье не строились десятилетиями и спрос будет.