Как античность оживает в музее-мастерской анапского художника

У входа в музей-мастерскую "Античная Горгиппия" (Горгиппия - древний город на берегу Черного моря) нас встречает маскарон - маска, у которой половина лица от Диониса, а вторая - от Сатира. Греция здесь на каждом шагу. Ее кусочек на анапской земле воссоздал художник-реставратор Владимир Иванисов.

Как античность оживает в музее-мастерской анапского художника
© Российская Газета

В выставочном зале - стеллажи с копиями всемирно известных шедевров античного искусства из музеев разных стран, среди них знаменитая чернофигурная амфора "Бегуны" из Эрмитажа. Выставлены здесь и древнегреческие свадебные сосуды, ойнохойя, килики, киафы и светильники.

На стенах - картины анапского художника Юрия Ковальчука с сюжетами из жизни горгиппианцев. А на полках - копии найденных при раскопках статуэток древнегреческих богов и героев, монет того периода. Есть и оригиналы - античные бусы, кольцо из бронзы, наперстки, щипчики для бровей и уже позеленевшие от времени бронзовые монеты.

Творения Иванисова - результат многолетних научных изысканий. Реставратор смог раскрыть секрет черного лака, которым теперь покрывает свои изделия. А глина, которую он использует, идентична той, что шла в дело у эллинов.

- Я отправил в университет Менделеева черепки и глину, и они мне дали их анализ. Так что могу точно сказать, что пользуюсь той глиной, что и античные мастера. Беру ее из трех месторождений - в Анапе, Феодосии и Ростовской области, - рассказывает Иванисов. - Печь мне делал теплофизик, там много секретов, например, плиты в ней с космического корабля, можно делать два обжига за сутки, что многие считают невозможным.

Мастер не только воссоздает древние шедевры, но и делает собственные предметы искусства, а также изготавливает сувениры на древнегреческую тематику. В штате у него есть художники, но сложные росписи делает сам. Более 20 лет Иванисов трудился в Анапском археологическом музее, ему удалось поработать в Италии, Греции, Турции и других центрах мировой культуры. Его мастерская стала семейным делом, к которому присоединились сыновья.

Во дворе музея древняя история оживает. У забора стоит реконструкция боевой колесницы. Есть уголок, где можно пострелять из гастрофета (античного арбалета), переодевшись в доспехи воина-эллина. Имеется и реконструированный гончарный круг, и зернотерки, кстати, действующие: на них можно смолоть из пшеницы муку, сделать лепешку и тут же испечь ее в тандыре. Еще одно развлечение - чеканка античных монет с помощью молота. В беседке для детей проводят уроки рисования на амфорах акварельными красками. Затем их брызгают лаком, чтобы рисунок не смылся. Результат своего творчества ребята забирают с собой.

Это интересно

Владимир Иванисов создал свой аналог кружки Пифагора - чаши, которую можно заполнить лишь до определенного уровня, если его превысить, весь напиток выливается из сосуда до дна. Считается, что это изобретение заставляло человека меньше пить. Внутри кружки Пифагора находится специальная колонка, устройство которой и приводило к такому эффекту. Иванисов придумал свой механизм, который расположил в ручке, убрав не очень эстетичную колонку изнутри. Свою чашу он назвал кубком Христофора.