Технологии помогают банкам разрабатывать решения под запрос бизнеса
Банки перестали быть для бизнеса только источником финансирования и сервисом по проведению расчетов. Технологии позволяют предприятиям получать поддержку на всех этапах деятельности и эффективно управлять ликвидностью. О том, какие решения и технологии востребованы у бизнеса, "Российской газете" рассказала исполнительный вице-президент - начальник департамента структурирования и продаж транзакционных продуктов Газпромбанка Наталья Захарова.
Развитие экономики в целом и отдельных отраслей сейчас обсуждается в контексте цифровизации - что она означает с точки зрения транзакционного бизнеса?
Наталья Захарова: Нас выбирают в том числе из-за умения создавать новое в кратчайшие сроки. Фото: Пресс-служба Газпромбанка
Наталья Захарова: Транзакционный бизнес - один из самых технологичных сегодня, так как предприятиям важно иметь доступ к банковским сервисам из любой точки мира в любое время. Цифровизация обеспечивает этот доступ: активно развиваются автоматизированные сервисы, чат-боты, экосистемы, продукты на базе искусственного интеллекта. Стандартные расчетные продукты переходят в цифру, а вместе с тем появляются комплексные автоматизированные сервисы, позволяющие казначействам и финансовым службам банка быть более технологичными и эффективными. Автоматизация и цифровизация выступают устойчивыми трендами не только в транзакционном блоке, но и в розничном, и в кредитном - во всех направлениях банковского бизнеса. Мы стараемся следовать за рынком и даем клиенту возможность использовать технологии банка при автоматизации собственных процессов, в том числе казначейских. Например, сервис TMG позволяет собирать информацию и аналитику по всем банкам, в которых у предприятия открыты счета, и агрегировать в единую базу. По сути это высокотехнологичное решение, софт, который может быть интегрирован с системами предприятия, с которыми работает клиент.
Технологии позволяют развивать собственные экосистемы - в чем преимущества для клиента такого подхода?
Наталья Захарова: Слово "экосистема" сегодня на слуху, и с точки зрения банковских услуг для клиента оно означает доступ из единого окна ко всем сервисам - как финансовым, так и нефинансовым. Цифровая платформа "ГПБ Бизнес-Онлайн" позволяет предприятиям работать с решениями Газпромбанка и всех дочерних структур - это платежный сервис, аналитика в режиме онлайн по всем банковским продуктам и услугам, ЭДО, лизинг, факторинг и т. д. В экосистеме реализованы и нефинансовые сервисы, в числе прочего очень востребовано "Подтверждение сведений в ФНС". Сервис позволяет клиентам обновлять сведения о компании в ФНС через экосистему "ГПБ Бизнес-Онлайн", что экономит время и позволяет клиентам оперативно передавать информацию. Также очень актуальна всесторонняя проверка контрагентов по открытым источникам в режиме онлайн. Доступно 29 источников, информация из которых дает подробный отчет о новом контрагенте и рекомендации. Сервис обеспечивает должный уровень прозрачности при взаимодействии с поставщиками и подрядчиками.
Стоит упомянуть и некоторые широко известные рынку решения Газпромбанка. Один из популярных среди клиентов продуктов - онлайн-инкассация, возможность зачисления выручки в режиме онлайн с помощью автоматизированных депозитных машин. В такую машину закладывается выручка и моментально зачисляется на счет. Наряду с ускорением оборачиваемости рабочего капитала это дает безопасность и экономию операционного времени. Онлайн-инкассация - со всех сторон удобный сервис, востребованный представителями самых разных отраслей. Им пользуются не только ретейлеры, но и все компании, у которых есть наличная выручка. К тому же подробную отчетность по этому сервису компании также получают в режиме онлайн в экосистеме банка.
Еще один продукт, о котором хотелось бы рассказать, это банковское сопровождение контрактов. Оно позволяет клиентам передать банку на аутсорсинг контроль целевого использования средств по проекту, будь то строительство, коммерческий контракт, инвестиционная программа. Сервис уже доказал свою состоятельность на международной арене, в частности, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, например, в Кыргызстане.
В целом экосистема для нас - это прежде всего технологичная платформа, в которой реализован принцип единого окна для наших клиентов. В то же время концепция экосистемы - это синергия с клиентом, построение прочных и взаимовыгодных отношений на всех уровнях. Мы работаем с руководством и финансовым блоком компаний, линейным менеджментом и сотрудниками, предоставляя весь спектр банковских решений: транзакционные , консультационные, розничные банковские услуги и т. д.
Как изменились в последнее время запросы клиентов и как банк отвечает на эти запросы?
Наталья Захарова: Здесь я бы отметила три тренда. Первый - изменение запроса клиента. Раньше он приходил за каким-то точечным продуктом, например, кредитом, расчетно-кассовым обслуживанием, торговым финансированием. Сейчас у бизнеса востребованы комплексные решения, поэтому в продуктовой линейке банка должно быть максимум сервисов. Клиенту важно сотрудничество по всем направлениям.
Второй тренд связан с видением будущего. Компаниям важно смотреть вперед, чтобы быть конкурентоспособными. Они часто приходят к нам с идеей "хорошо бы иметь некую технологию". С одной стороны, это отличное подспорье, когда нами уже развернут готовый сервис, который закроет потребность клиента. С другой - мы готовы вместе с ним разработать абсолютно новое решение под точечный запрос, задать тренд рынка.
Банки предлагают новые продукты, в их числе - контроль целевого использования средств по проекту
И третье - профиль клиента. Некоторое время назад за комплексными банковскими сервисами, в том числе транзакционными, которые позволяют быть более эффективными в части расчетов, приходили в первую очередь крупные клиенты. Это компании, у которых выстроено казначейство, есть серьезные бюджеты и конкретные KPI по повышению эффективности. Сейчас же эффективностью и новыми цифровыми сервисами интересуются абсолютно все - и малый, и средний бизнес, и ИП. Банковские сервисы развиваются стремительными темпами, по всем направлениям.
Есть убеждение, что раньше банкам было проще получить корпоративных клиентов через кредиты. А сейчас - за счет транзакционного бизнеса?
Наталья Захарова: Действительно, зачастую первая ассоциация с банком - финансирование и кредит. Подобного подхода традиционно придерживались и корпоративные клиенты, и мы как физические лица - клиенты банка. Подобный стереотип существовал какое-то время назад, сейчас же мы пользуемся банковскими приложениями, онлайн-банком и другими сервисами, в том числе нефинансовыми. То же и в корпоративном сегменте. Раньше якорным банковским продуктом выступал кредит, в определенной степени аналогичная тенденция сохраняется и сейчас, но у многих компаний на повестке дня также эффективность расчетов, выстраивание платежной дисциплины, получение дополнительной прибыли от качественного размещения денежных средств, управление ликвидностью. Предприятия приходят за автоматизацией, качественной аналитикой и эффективным управлением ликвидностью - это три больших блока, которые объединяет транзакционный бизнес. Поэтому часто компании, у которых нет потребности в финансировании, обращаются именно за транзакционными услугами и остаются надолго.
За счет чего сегодня банки конкурируют за клиентов? Что для бизнеса важно при выборе финансового партнера?
Наталья Захарова: Клиенту по-прежнему важна финансовая стабильность и устойчивость, а также долгосрочное партнерство - нужен банк, который поддерживает клиента и в периоды роста экономики, и во времена спадов. Конечно, важны технологии, скорость внедрения решений. В то же время важным критерием при выборе финансового партнера выступает не только наличие цифровых высокотехнологичных сервисов, но и возможность кастомизации под клиентский запрос.
На мой взгляд, также важна близость банка к клиенту. Транзакционное направление Газпромбанка сегодня активно развивается в регионах. У нас большая филиальная сеть, мы оказываем все виды банковских услуг в регионах. В числе прочего реализовали институт транзакционных директоров в филиалах банка. Задача транзакционного директора - предложение корпоративным клиентам транзакционных продуктов и структурирование интегрированных решений, поддерживающих формирование централизованного казначейства в компании, способствующих выстраиванию платежной дисциплины. Транзакционный диалог - достаточно долгий, внедрение этих сервисов в компании и интеграция со всеми внутригрупповыми процессами занимает определенное время. Часто нам надо подробно изучить, как работает бизнес клиента, чтобы не просто предложить ему продукты, как меню в ресторане, а определить его потребности и обеспечить подходящее решение - найти правильный "рецепт". Клиент должен понимать пользу сервиса, как он повлияет на казначейские процессы и поддержит бизнес в целом.
Многие банки, которые работают с небольшим числом клиентов, называют себя бутиковыми, так как могут себе позволить работать с каждой компанией индивидуально. Газпромбанк, учитывая его масштабы, системообразующий статус и количество клиентов, - это большой конгломерат. Но, что интересно, бутиковый подход здесь тоже присутствует. Мы можем предлагать стандартный набор услуг, который внедряется в компании за небольшой период времени. Можем подходить комплексно, подстраиваясь под потребности того или иного бизнеса. Однако способны и адаптировать существующие решения и разработать новые под клиентский запрос.
Конечно, клиентам важна экспертиза и готовность к новаторству. Но выбирают нас в том числе из-за умения создавать новое в кратчайшие сроки, формировать тренды, желания постоянно развиваться и следовать за своим клиентом.