На выставке в Пскове впервые показали портреты дворянских династий XIX века

ПСКОВ, 18 мая. /ТАСС/. Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника впервые представили публике редкие портреты известных российских купеческих и дворянских династий XIX века, в том числе четы Яхонтовых, представители семьи которых являются родственниками полководца Михаила Кутузова. Кроме того, зрителям впервые показали полотна, созданные в технике энкаустики, представляющей собой крайне редкий вид живописи, использующий разогретые восковые краски, сообщила ТАСС генеральный директор музея Светлана Мельникова.

"Сегодня специально к акции "Ночь музеев" мы впервые представили семейные портреты из фондов музея, которые нельзя увидеть вне событий акции. В числе таких артефактов портреты семейной четы дворян Скобельцыных Николая Семеновича и Ирины Александровны, которые были созданы в начале XIX века и поступили в псковский музей от представителя рода Бориса Скобельцына, известного архитектора, реставратора, фотохудожника", - сказала собеседница агентства.

На выставке представлен также семейный портрет, написанный в 1850 году художником Александром Робертом. По предположению экспертов, на нем изображены представители семьи известного в России дворянского рода Яхонтовых. В частности, отец поэта Александра Яхонтова Николай Яхонтов был дальним родственником Кутузова.

"Можно увидеть также портреты знаменитого коллекционера, купца второй гильдии и почетного гражданина города Пскова Федора Плюшкина и его жены Марии, которые были написаны художником Жданко в последнюю четверть XIX века. К концу XX века относится триптих "Воспоминание о Мельникове", созданный художником Величко. Триптих посвящен известному самодеятельному художнику и его супруге. Все эти редкие картины представлены в экспозиции", - уточнила собеседница агентства.

Редкие образцы живописи на разогретого воска

Кроме этого, в псковском музее в субботу открыли еще одну выставку - "Возрождение энкаустики". Энкаустика - способ живописи разогретыми восковыми красками, при котором нанесенные на мраморную основу краски снова оплавлялись - вжигались в доску. История техники насчитывает не менее трех тысячелетий. Наибольшего расцвета восковая живопись достигла в Древней Греции в VI-V веках до нашей эры. Сама техника постепенно была вытеснена темперной живописью. Секреты древних мастеров оказались утраченными.

"В Советском Союзе <...> лишь в итоге долголетних опытов Василия Хвостенко и его дочери Татьяны Хвостенко энкаустика получила вторую жизнь. Через эксперименты и собственное творчество художники разработали технологию и приемы современной энкаустики, используя новые материалы. В собрании Псковского музея-заповедника хранятся работы этих художников, выполненные в редкой и сложной технике энкаустики. Композиции художников-энкаустов отличаются яркостью и звучностью красок, мало подвержены перепадам влажности и температуры. Произведения из серии росписей по мотивам "Снегурочки" Островского, созданные Хвостенко, представлены публике впервые за несколько десятилетий", - уточнила Мельникова.