Беспилотники находят применение в различных отраслях на территории округа

Власти Амурской области объявили о том, что собираются обследовать объекты коммунальной инфраструктуры при помощи беспилотников. Соглашение о сотрудничестве в этом направлении региональное министерство ЖКХ заключило с Дальневосточным государственным аграрным университетом (ДальГАУ). В вузе работает лаборатория эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Она открылась в этом году.

Беспилотники находят применение в различных отраслях на территории округа
© Российская Газета

Здесь готовят специалистов по обслуживанию БПЛА. Сейчас обучают около 40 человек. Университет закупил десять дронов разных модификаций. Изначально все они предназначены для сельского хозяйства, однако их можно использовать и в других сферах, включая ЖКХ и энергетику. Например, беспилотники способны помочь в обследовании крыш, чтобы оценить качество уборки снега. Дроны можно применять для мониторинга дымовых труб котельных, водонапорных башен, линий электропередачи, а также оценки качества работ при капремонте жилых домов. А если оснастить БПЛА тепловизорами, то они помогут обследовать сети и выявлять теплопотери, утечки воды.

- Мы видим хорошую перспективу использования дронов в сфере ЖКХ. Как в части обеспечения безопасности специалистов, так и в качественной оценке наших объектов. С помощью беспилотных летательных аппаратов в отопительный период можно отследить запасы топлива на угольных складах ресурсоснабжающих предприятий. БПЛА облегчат осмотр работ на крупных стройках, а также позволят доставлять аварийный резерв, - прокомментировал министр ЖКХ Амурской области Алексей Тарасов.

Привлекать специалистов беспилотной авиации и дроны министерство ЖКХ области совместно с ДальГАУ планирует уже этим летом.

Между тем самым передовым регионом Дальнего Востока в сфере развития беспилотных систем, пожалуй, является Сахалинская область. БПЛА здесь используют для самых разных целей. Были даже планы оснастить их анализаторами цветов, чтобы выявлять заросли сорняка - борщевика. А недавно в Южно-Сахалинске дроны протестировали для фиксации нарушений содержания улично-дорожной сети. Квадрокоптер запустили с площади Победы.

Как пояснил министр транспорта и дорожного транспорта региона Максим Жоголев, существует несколько механизмов, позволяющих следить за дорогами. Это волонтерские объезды, обращения жителей на платформу "Сахалин.онлайн", нейросетевой комплекс, фиксирующий дефекты с помощью искусственного интеллекта, спутниковая навигация.

- Еще одним таким механизмом станут беспилотные системы. В комплексе эти инструменты позволяют нам получать полную картину состояния дорог и принимать необходимые меры по устранению нарушений. Во время тестового запуска квадрокоптера мы посмотрели, насколько хватает его заряда, какое расстояние он может преодолеть за один вылет. На основе этой информации будем формировать еженедельные планы мониторинга дорог, которые содержатся по нормативу - это около 647 километров по всей области. Как только наладим работу в Южно-Сахалинске, начнем таким же образом обследовать дороги и в остальных муниципалитетах, - рассказал Максим Жоголев.

По словам ведущего руководителя проектов сахалинского Центра региональной цифровой трансформации Эдуарда Абрамова, сейчас идет наладка процессов, которые в дальнейшем позволят в автоматическом режиме передавать информацию о выявленных нарушениях.

БПЛА может взлетать с любой неподготовленной поверхности, что отлично подходит для его эксплуатации в черте населенного пункта

- Дрон поднимается на высоту 80-100 метров, снимает дорожное полотно и инфраструктуру в реальном времени с помощью двух камер. Камеры оснащены двадцатикратным оптическим зумом и полноформатной матрицей, что позволяет детально и довольно точно распознавать дефекты и нарушения нормативного содержания дорог. БПЛА может взлетать с любой неподготовленной поверхности, что отлично подходит для его эксплуатации в черте населенного пункта, - отметил Эдуард Абрамов.

На Дальнем Востоке активно создают и собственные модели беспилотников. "РГ" уже рассказывала о бурятской разработке "Буря-10". Напомним, БПЛА самолетного типа совершил тестовый полет протяженностью около 200 километров, доставив лекарства в отдаленное село.

А в Хабаровске одно из предприятий сконструировало модель беспилотника "Заря". Он также относится к типу самолетных, но при этом способен совершать вертикальные взлет и посадку. Сфера применения БПЛА - наземный мониторинг, обнаружение пожаров и зон подтопления, выполнение сельхозработ.

По словам специалистов, этот беспилотник может летать до 20 часов со скоростью 90 километров в час и радиусом действия 150 километров. Более того, в случае необходимости он сможет сесть без парашюта даже при сильном ветре. А для управления разработано собственное программное обеспечение.

Тем временем в Якутии создают целую концепцию, которая включает в себя определение приоритетных направлений использования БПЛА в различных отраслях экономики, разработку технических и организационных решений, а также определение планов по реализации конкретных проектов.

- Мы намерены применять беспилотники для доставки товаров, что позволит снизить транспортные издержки, изменить подход к организации сообщения между населенными пунктами. БПЛА уже показали свою эффективность. В этом году дроны будем привлекать для мониторинга леса в пожароопасный период, на это выделены федеральные средства. Беспилотники также имеют широкую область применения в сельском хозяйстве, - отметил зампред правительства Якутии Анатолий Семенов.

Он добавил, что республике сегодня нужно активнее формировать инфраструктуру, внедрять собственные технологии с учетом особенностей региона, в том числе климатических. Этим будут заниматься в специально созданной лаборатории.

Кстати

В апреле оператор дрона из Бурятии Сергей Елисеев снимал красивые кадры в районе села Петропавловка. Но вдруг пришлось изменить планы. Стая из нескольких собак отбила от стада маленького теленка. Сергей направил аппарат к месту событий и сумел отогнать агрессивных животных.