Войти в почту

Когда прекратятся назойливые спам-звонки

Введенные в конце апреля 2024 года высокие штрафы за спам-звонки должны умерить пыл недобросовестных распространителей рекламы. Но абонентам стоит и самим позаботиться о себе: установить на смартфоны специальные программы, а также обратиться за помощью к мобильным операторам. Об этом накануне дня рождения спама, которым считается 3 мая, «Парламентской газете» рассказали эксперты. Вместе с ними мы разбирались, как оградить себя от назойливых звонков и ненужных интернет-рассылок.

Когда прекратятся назойливые спам-звонки
© Парламентская газета

Массовые обзвоны стали очень дорогими

Навязчивая реклама, рассылаемая абонентам без их разрешения, или короче — спам, возник как явление почти полвека назад. Днем его рождения считают 3 мая 1978 года, когда было отправлено первое официально зарегистрированное нежелательное рекламное сообщение. Письмо четыремстам получателям разослала компания DEC — уже не существующая фирма по изготовлению электронной техники, которая таким образом решила продвинуть на рынок свои новые мини-компьютеры. Объявление было разослано по сети Арпанет, которая была предшественницей современного интернета.

Истинный масштаб стихийного бедствия под названием «спам» мир узнал в девяностые годы прошлого века, с массовым развитием интернета. В 1993 году нынешнее наименование электронному мусору дал системный администратор Usenet Джоэл Фер.

В двадцатые годы XXI века спам вовсю процветает на планете. Рекламщики ищут новые способы достучаться до потенциальных клиентов: рассылают эсэмэски, заказывают массовые обзвоны людей, в чем им помогают роботы и пресловутый искусственный интеллект. Никуда не делись и email-рассылки, но появились push-уведомления, реклама в мобильных приложениях и другие виды спама, с которым борются специалисты по всему миру. Парламенты принимают соответствующие законы, технари ищут способы защитить спокойствие людей.

В России закон, вводящий крупные штрафы за спам-звонки, вступил в силу 17 апреля 2024 года. В Кодекс об административных правонарушениях ввели новый вид штрафа за «нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи». Если в нежелательном обзвоне уличат конкретного человека, например индивидуального предпринимателя или директора компании, то он может поплатиться за это двадцатью тысячами рублей, а вот компанию могут оштрафовать на триста тысяч, а если дело зашло слишком далеко, то и на миллион рублей.

Поправки принимали на фоне значительного роста спам-трафика в мобильных сетях. По данным аналитиков, с начала 2023 года он увеличился на треть. За январь — июнь прошлого года только один оператор заблокировал свыше миллиарда нежелательных вызовов, а всего в его сети было зафиксировано почти четыре миллиарда звонков с признаками несанкционированной рекламы, это в два раза больше, чем за тот же период 2022 года.

Каждый минимум раз в день сталкивается со спам-звонками, риторически заметил член IT-Комитета Госдумы Антон Немкин. Важность наказания, по его словам, подтверждает тот факт, что те, кто обычно распространяют спам, чаще всего задействованы в незаконном обороте персональных данных граждан. «Для того чтобы совершать массовые обзвоны, они покупают слитую информацию об абонентах на черном рынке, а значит, являются участниками цепочки криминальной обработки данных, формируют спрос на то, чтобы хакеры и дальше атаковали компании с целью кражи данных, — сказал «Парламентской газете» депутат. — В России идет комплексная борьба с противоправной обработкой персональных данных, новый закон является еще одним важным шагом в этом направлении».

В Федеральной антимонопольной службе, которая курирует рекламную сферу, нашему изданию сказали, что закон «повысит эффективность мер контроля на рынке рекламы». Ожидается, что нововведения приведут к сокращению таких нарушений и будут способствовать защите потребителей от навязчивой рекламы и от введения их в заблуждение относительно стоимости финансовых услуг.

Государственные услуги и народные базы

Высокие штрафы несколько умерят пыл недобросовестных рекламщиков, но рассчитывать на то, что спам-звонки скоро исчезнут как явление, было бы верхом наивности. Об этом «Парламентской газете» в один голос заявили все опрошенные эксперты. Специалисты не сидят сложа руки и уже готовят новые инициативы по защите спокойствия россиян. Одной из них поделился зампред Совета по цифровой экономике при Совете Федерации Артем Шейкин. Он предложил создать сервис жалоб на нежелательные звонки на портале госуслуг. Зарегистрированные пользователи в специальной форме смогут указать подозрительный номер, дату и время звонка, а также свой номер, на который поступил звонок. Минцифры сможет запросить сведения о совершенном вызове у оператора, который обязан сообщить о факте пропуска телефонного трафика и предоставить информацию о звонившем абоненте.

«Полагаю, что Роскомнадзор и операторы связи должны организовать оперативный обмен информацией, с целью более эффективной работы в части правоприменения, — отметил Шейкин. — Кроме того, операторы, отслеживая повышенную активность номеров, свойственную спам-звонкам, например на протяжении какого-то периода времени, могут передавать эти данные для проверки в РКН для установления абонентов, принадлежности номеров юрлицам и привлечения нарушителей к ответственности».

В отсутствие законодательного регулирования безнаказанно звонить абонентам могли самые разные компании, что они и делали, сказал ведущий аналитик Эльдар Муртазин. Спам-звонки, по его словам, продолжаются. «В России есть с десяток организаций, которые предоставляют услуги массового обзвона, — отметил специалист. — Незаконные подменные номера используют в основном мошенники, а реклама услуг законом не запрещена, люди или роботы звонят с реальных номеров официальных российских операторов».

Люди, которых достал телефонный спам, создают специальные сервисы для внесения номеров в черный список. На таких сайтах можно оставлять отзывы о звонке, который помечают как рекламный или нежелательный. Правда, народная инициатива не сильно эффективна, считает Эльдар Муртазин. Он посоветовал подключить услугу антиспам от своего мобильного оператора. Она бесплатная и работает на любых телефонах.

«Базы данных у операторов большие, они работают эффективнее, чем народные, — заключил аналитик. — Поскольку операторы заинтересованы, чтобы люди больше звонили и не боялись принимать звонки, они предоставляют услугу антиспам бесплатно».

Как работает антифрод

С 2022 года российские операторы используют систему антифрод, которая позволяет верифицировать каждый телефонный вызов. Система собирает в единую базу данные о всех голосовых вызовах. Благодаря этому операторы связи, подключенные к ней, могут автоматически получать информацию об активности номера, рассказали «Парламентской газете» в Роскомнадзоре. «Если система подтверждает, что вызов реальный и номер не подменный, то устанавливается безопасное соединение, — объяснили в ведомстве. — Если такого подтверждения нет, решение об его отклонении принимает оператор связи».

Нормы Закона «О связи» обязывают операторов при передаче сообщений и установлении телефонных соединений передавать в неизменном виде абонентский номер или уникальный код идентификации, выделенный звонящему, добавили в РКН. Там перечислили три случая, в которых оператор связи обязан прервать звонок. Если система антифрод установила отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, за исключением звонков из-за границы, в случае использования российского номера при звонке из-за рубежа и если у оператора нет данных об абоненте, совершающем входящий вызов.

Об опыте использования антифрода «Парламентской газете» рассказали операторы. В «Мегафоне» сообщили, что за первый квартал 2024 года было отсеяно почти сто миллионов нежелательных звонков. Подозрительные вызовы выявляют с помощью аналитических алгоритмов. «Под блокировку попадает наибольшая часть спам-звонков, — заверили в компании. — Те же вызовы, которые доходят до абонента, идентифицирует наш виртуальный секретарь Ева. При входящем звонке она показывает абоненту на экране телефона предупреждение об источнике звонка: «банк», «интернет-магазин» или «массовый обзвон»».

Технологию больших данных для борьбы со спамом и мошенничеством используют в TELE2. Сервисы осуществляют скоринг базы номеров каждый час, они работают по событийной модели. «Наша практика показывает, что фродовое поведение в среднем наблюдается два-три дня, и мы в состоянии его выявить примерно через шесть-восемь часов после начала активности», — сообщили в пресс-службе оператора.

Сложнее выявлять мошенников в мессенджерах, но и в этом должны помочь big data и искусственный интеллект. Для этого оператору нужно взаимодействовать с банком, в котором человек пытается получить кредит по настоянию мошенников или перевести им деньги. Банк сможет обратиться к оператору за дополнительными данными: разговаривал ли этот человек по Telegram или WhatsApp. Оператор, со своей стороны, понимает, что последовательность записей данных в веб-трафике соответствует работе приложения мессенджеpа, фиксирует факт звонка и сообщает банку, что в конкретный момент абонент разговаривал через мессенджер, объяснили в TELE2. «Сейчас такие варианты взаимодействия банков и операторов в проработке, но за ними будущее», — заключили в компании.

Рассылка — только по согласию

Телефонный спам сегодня — проблема номер один, но и привычные раньше интернет-рассылки никуда не делись. И хотя они более-менее введены в правовое поле — каждая официальная рассылка должна иметь кнопку отписки в один клик, — подписаться на нежелательные сообщения проще, чем от них избавиться. На это обратили внимание в Совфеде, сенатор Ирина Рукавишникова даже провела тематический круглый стол, на котором сообщила о подготовке законопроекта.

Персональные данные россиян собирают все кому не лень, отметила Рукавишникова. И привела пример из своей жизни: чтобы получить доступ к сайту с информацией для поступающих в вузы, потребовалось заключить с ресурсом соглашение об обработке данных. Казалось бы, зачем сайту-справочнику информация о пользователях. Ответ простой: чтобы подписать человека на рекламную рассылку.

Подписка на рекламную рассылку не должна быть условием доступа к сервису, считает сенатор. Это один из пунктов законопроекта, подготовку которого она анонсировала. «Рекламу можно будет присылать только с разрешения пользователя, — объяснила Ирина Рукавишникова. — А для этого человек должен будет ознакомиться с пользовательским соглашением и подписать согласие на обработку персональных данных. Важно, чтобы это были два отдельных документа, написанных понятным языком».

В Совфеде дали еще один совет — проверить ранее данные согласия на обработку данных и получение информации, в том числе рассылок. Для этого нужно проверить раздел «Разрешения» на портале госуслуг. Чтобы запретить организациям собирать о себе информацию, нужно зайти в профиль на «Госуслугах», выбрать вкладку «Согласия и доверенности» и нажать на пункт «Разрешения». После этого появится список организаций, которым разрешен доступ к личной информации. Чтобы его ограничить, нужно нажать на кнопку «Отозвать разрешение». Пока там собираются согласия на обработку данных от госорганов, но в будущем в личном кабинете могут начать собирать и согласия, данные коммерческим компаниям.

Согласие на получение рекламы может быть выражено в любой форме, которая позволит идентифицировать абонента и подтвердить, что он разрешил конкретному распространителю рекламы присылать ему сообщения. Так говорит закон. Отказывать в продаже товара, если человек не согласился оставить свои ФИО и получать рекламную рассылку, нельзя.

Главное — четко разделить согласие на получение рекламы и информации справочного характера. Если человек подтвердил, что готов получить информацию о статусе заказов, это не значит, что можно использовать тот же контакт для рассылки рекламных сообщений. Это и будет поводом оштрафовать автора рассылки или компанию за массовый обзвон. Тем, кого спам реально достал, эксперты посоветовали не стесняться и жаловаться на него хоть в Роскомнадзор, хоть в любое другое контролирующее ведомство.