Войти в почту

Российским компаниям есть что предложить аэропортам

Транспортная связанность регионов Российской Федерации - один из важнейших аспектов успешного развития ее экономики. Создание новых и реконструкция существующих аэропортов для России с ее огромными расстояниями и такими же потребностями в логистике является стратегически важной задачей. В 2024 году будет сформирован новый федеральный проект по развитию аэродромной инфраструктуры на период 2025-2030 годов с уточненным перечнем опорной сети аэропортов и планами по их развитию. По предварительным оценкам, в него войдут 204 объекта (их общее число сегодня 228). Они будут интегрированы в единую транспортную сеть страны, включающую также автомобильные и железные дороги, внутренние водные пути, морские порты и другие коммуникации.

Российским компаниям есть что предложить аэропортам
© Российская Газета

По каждому объекту будущего нацпроекта федеральные ведомства вместе с регионами и владельцами аэропортов определят план-график разработки документации, а также сроки строительства и параметры финансирования. Все эти меры позволят гарантировать обеспечение спроса российской экономики и населения на перевозки по наиболее востребованным направлениям.

Реализация таких масштабных задач требует точной координации действий участников отраслевых ведомств, проектных и подрядных организаций, логистических компаний, производственных предприятий. Такое большое количество сторон соединить в едином диалоге непросто. Однако максимально приблизиться к этой цели позволила первая отраслевая конференция "PRO Аэро", которая прошла в начале февраля в Москве.

Темпы выполняемых в отрасли работ очень высоки. Как сообщил директор департамента развития инфраструктуры Минтранса РФ Сергей Дунаев, если в период с 2018 по 2022 год в стране были реконструированы 18 взлетно-посадочных полос (ВПП) аэропортов, то только в 2023 году модернизировали сразу девять ВПП. К концу 2024 года будут введены в эксплуатацию 28 ВПП в соответствии с реализацией комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Еще четыре - в 2025-2026 годах.

"Мы нашли подход, как делать быстро и качественно. Были и рекорды. Так, в прошлом году в Архангельске полосу сделали за один сезон, обустроили их и в Благовещенске, Магнитогорске", - отметил Дунаев. Новая ВПП Архангельского аэропорта позволяет бесперебойно принимать среднемагистральные воздушные суда без ограничения по взлетной массе, а Благовещенска - все типы воздушных судов. Это обеспечит возможности для роста пассажиропотока и грузооборота, для открытия новых направлений полетов. В рамках реализации проекта в аэропорту Благовещенска установили современное оборудование, построили новые рулежные дорожки. На следующем этапе работ предусмотрено строительство нового и расширение действующего перронов.

Объем предстоящих работ по развитию аэропортовых мощностей впечатляет. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, до 2030 года необходимо реконструировать и капитально отремонтировать 111 воздушных гаваней. "Модернизация региональных аэропортов - крайне важный элемент для развития гражданской авиации нашей страны. Такие проекты находятся на особом контроле у правительства и Минтранса", - отметил начальник управления аэропортовой деятельности Росавиации Александр Аверкиев.

Внимание участников было также уделено обсуждению современных технологий для строительства, ремонта и содержания объектов аэродромной инфраструктуры. Так, начальник отдела нормативного обеспечения аэродромной деятельности ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" Екатерина Макарова рассказала, что сегодня более 70 процентов гражданских аэродромов в России имеют искусственные покрытия, из них 42 процента - жесткие (цементобетон, армобетон, железобетон - в том числе плиты ПАГ) и 30 процентов- нежесткие (асфальтобетон), 28 процентов - грунтовые. Для каждого из типов покрытий разработаны современные материалы и технологии, продлевающие сроки их службы.

Участники конференции однозначно отметили позитивную тенденцию - рост использования высокотехнологичных материалов для реализации инфраструктурных проектов. Активное обсуждение вызвали доклады начальников аэродромных служб аэропортов Перми (Большое Савино) и Грозного (им. Ахмата-Хаджи Кадырова), специалистов подрядных организаций "Аэродорстрой", "РСК", "МСУ-1". Участники конференции обменялись опытом внедрения передовых решений для герметизации деформационных швов и цементобетонных оснований, результатами применения новых гидрофобизирующих составов для защиты цементобетонных покрытий.

До 2030 года необходимо реконструировать и капитально отремонтировать 111 воздушных гаваней

Обеспечить реализацию заявленных планов в части строительства и ремонта взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, перронов и другой инфраструктуры аэропортов можно за счет применения современных материалов отечественного производства. Они способствуют увеличению жизненного цикла объектов строительства

"География применения нашей продукции сегодня включает самые отдаленные регионы - Камчатку, ХМАО, Чукотку. Мы уверены, что тоже вносим свой вклад в обеспечение транспортных связей между регионами, соединяем города и людей. Ведь надежная инфраструктура аэропортов - залог безопасных взлетов и посадок", - отметила в своем выступлении Лилия Жукова, заместитель генерального директора "Газпромнефть - Битумные материалы" по коммерческой деятельности.

В ассортименте предприятия - битумопроизводная продукция для герметизации деформационных швов, битумо-полимерные герметики, грунтовочные составы, уплотнительные шнуры и пропитки для покрытий гражданских аэродромов. Последние включают в себя гидрофобизирующие составы, призванные минимизировать воздействие внешних факторов (осадки, антигололедные реагенты) на цементобетонные покрытия. Такой продукт марки "Брит" представляет собой водный концентрат или пропитку на основе органических растворителей. По словам разработчиков, она отличается очень быстрым временем впитывания - почти сразу после нанесения, что ускоряет технологический процесс.

Линейка битумо-полимерных герметиков "Брит" включает в себя продукты, адаптированные под южные или северные климатические зоны, с повышенными эксплуатационными характеристиками. Есть и материалы для аэропортов полярных широт, например, герметик "Брит" Nord для экстремально низких температур. "Он может найти применение на Крайнем Севере. Но мы готовы пойти еще дальше, - поделилась с корреспондентом "РГ" Лилия Жукова. - Сейчас есть запрос на использование герметика при температуре минус 65 градусов. Для этого нам еще необходимо провести ряд испытаний".

Битумопроизводные продукты "Брит" уже нашли применение во многих аэропортах страны. Например, в 2020 году в ходе модернизации Шереметьево в Москве использовались уже упомянутый герметик "Брит" Nord, грунтовка и герметизирующий шнур, а также пропитка для защиты железобетонных конструкций.

"Участвуя в обеспечении надежности инфраструктуры аэропортов, мы помогаем авиапассажирам открывать для себя новые направления. Для нас это большая ответственность, ведь развитие даже малых аэропортов может дать импульс туризму и экономике в целом, расширить маршрутные сети", - резюмирует Лилия Жукова.

Конференция "PRO Аэро" прошла в канун ключевого для отрасли события - Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2024. Динамичный ход обсуждения и итоги конференции свидетельствуют о том, что у экспертного сообщества в аэродромной отрасли появилась новая эффективная площадка, особенно в случае ее ежегодного проведения.

Кстати

Площадка объединила более 140 ведущих экспертов страны, которые представляли 34 российских аэропорта (включая крупнейшие - Шереметьево, Внуково, Пулково), аэропортовые холдинги ("Аэропорты Регионов", "Новапорт-Холдинг"), отраслевые органы власти федерального и регионального уровня, проектные и подрядные организации. Доклады на конференции были сфокусированы на итогах и планах по развитию авиационной отрасли, последних тенденциях индустрии и решении основной для всех задачи - обеспечении безопасности полетов. Инициатором и организатором мероприятия при поддержке Федерального агентства воздушного транспорта выступил один из крупнейших российских производителей битума - "Газпромнефть - Битумные материалы".