История отечественных ИКТ: 90 лет Физическому институту РАН
Официальной датой создания Физического института Академии наук СССР считается 28 апреля 1934 года, когда общее собрание АН СССР приняло постановление о разделении Физико-математического института на два института – Математический и Физический.
Летом 1934 года оба института вместе с Академией наук переехали в Москву, заняв здание на Миусской площади, возведенное ещё в 1912 – 1916 годах на пожертвования Л.А. Шанявской для постройки Физического института, который должен был возглавить Пётр Николаевич Лебедев. 18 декабря 1934 года ФИАНу было присвоено имя П.Н. Лебедева.
Отметим, что П.Н. Лебедев (1866 – 1912) – это русский физик-экспериментатор, ординарный профессор Московского университета, создатель первой в России научной физической школы, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления и первым разработавшим основы резонансного воздействия полей на резонаторы независимо от их природы.
Первым директором Физического института был академик С.И. Вавилов (1891 – 1951). Он поставил целью создать «полифизический» институт, в котором сочетались бы основные направления современной физики, диктуемые логикой развития науки, и при этом каждое направление возглавлялось бы первоклассным специалистом.
Вскоре здесь появилась лаборатория атомного ядра, которую возглавил Д.В. Скобельцын; лаборатория физики колебаний под руководством Н.Д. Папалекси; лаборатория физической оптики (Г.С. Ландсберг); лаборатория люминесценции (С.И. Вавилов); лаборатория спектрального анализа (С.Л. Мандельштам ), лаборатория физики диэлектриков (Б.М. Вул); лаборатория теоретической физики (И.Е. Тамм); лаборатория акустики (Н.Н. Андреев.
В годы Великой Отечественной войны ФИАН переехал из Москвы в Казань и всю свою работу сосредоточил на военной тематике. Лаборатория люминесценции разработала и внедрила в производство светящиеся составы для авиационных приборов и инфракрасные бинокли.
Лаборатория атомного ядра предложила военной промышленности рентгеноскопические приборы для контроля клапанов авиационных двигателей и гамма-толщиномеры для проверки качества стволов орудий. В лаборатории диэлектриков научились готовить высокопрочную температурно-стабильную керамику для радиоконденсаторов и передали её технологию промышленности.
Фактически эти работы заложили основы отечественного производства керамических конденсаторов. Найденные методы металлизации бумаги также были использованы промышленностью для изготовления бумажных конденсаторов. Акустики ФИАНа работали по заданию Военно-морского флота на Чёрном и Балтийском морях, дистанционно обезвреживая бесконтактные акустические мины.
Теоретики ФИАНа разработали электродинамическую теорию слоистых магнитных антенных сердечников и теорию распространения радиоволн вдоль реальной земной поверхности, которая позволила с высокой точностью определять положение наземных и надводных объектов. Специалисты по колебаниям создали новые типы чувствительных самолётных антенн и т.д.
По возвращении ФИАНа в конце 1943 года в Москву начался переход от военно-прикладных исследований к фундаментальным разработкам, начатым в 1930-годах. В институте были сделаны открытия, принесшие мировую славу отечественной физике: обнаружены эффекты Черенкова-Вавилова и Франца-Келдыша , предложен принцип автофазировки, созданы мазер и лазеры, проведены классические исследования космических лучей, разработаны проекты первого отечественного синхротрона и синхрофазотрона, созданы фианиты и т.д.
Ряд работ сотрудников ФИАНа отмечен Нобелевскими премиями. В 1958 году академики П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк награждены «За открытие и истолкование эффекта Вавилова-Черенкова». В 1964-м академики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров отмечены «За фундаментальную работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию генераторов и усилителей, основанных на лазерно-мазерном принципе».
В 1975 году академик А.Д. Сахаров получил нобелевскую Премию мира «За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства», а в 2003-м академик В.Л. Гинзбург награжден «За пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести».
Интенсивный рост исследований привел к выделению отдельных направлений в самостоятельные институты. На основе научных подразделений и кадров ФИАНа было сформировано более десятка новых научных учреждений, специализированных институтов и НТЦ. Среди них – Коллоидно-электрохимический институт (руководитель – П.А. Ребиндер, 1937); Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ (Д.В. Скобельцын, 1946); Радиотехническая лаборатория АН СССР (А.Л. Минц, 1946), с 1957-го – Радиотехнический институт АН СССР; Обнинская научно-исследовательская лаборатория (Д.И. Блохинцев, 1947), в 1950-м преобразована в Физико-энергетический институт; Лаборатория высоких энергий Объединённого института ядерных исследований (г. Дубна; В.И. Векслер, 1951) и ряд других.
Сегодня, по данным Википедии, коллектив института насчитывает около 1600 человек. Из них около 800 научных сотрудников, в том числе 25 академиков РАН, 243 доктора и 491 кандидат наук (источник: ФИАН). Институт имеет филиалы в Троицке, Самаре, Протвино, в Казахстане, радиоастрономическую обсерваторию в городе Пущино и лабораторию в Долгопрудном.
В наши дни научная тематика ФИАНа охватывает практически все основные направления физики. Ежегодно научными сотрудниками института публикуется около 20 монографий, примерно 1500 статей в российских и зарубежных журналах, а также докладов на конференциях. Подробнее с материалами о деятельности предприятий сферы ИКТ можно познакомиться на сайте Виртуального компьютерного музея.