Войти в почту

«Правильная популяризация — это когда физик читает лекцию для мамочек на детской площадке»

Какую поддержку в нашей стране могут получить популяризаторы науки от государства? Почему количество инициатив Десятилетия науки и технологий уменьшили на треть? Какие форматы больше всего нравятся аудитории? С какими неудачами сталкиваются популяризаторы?«То, что работает хорошо, мы не трогали»Сегодня, в День космонавтики, в Москве на ВДНХ проходит Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий, на котором прошла сессия «‎Десятилетие науки и технологий: инициативы, вызовы и приоритеты развития»‎. Модератором конференции был Николай Подорванюк, основатель проекта Indicator.Ru, генеральный директор Научного проекта «Ломоносов», главный редактор портала InScience.News.Десятилетие науки и технологий — это очень важный комплекс мероприятий и решений, которые помогут развить науку, привлечь в нее новых людей. Главная его задача — повышение роли науки для страны и общества. Это важно потому, что престиж профессии определяет отношение в обществе к представителям науки. Позитивное восприятие науки в обществе позволит увеличивать количество ресурсов, которые будут поступать в эту сферу в нашей стране. Но как это сделать? Али Асадов, начальник отдела сопровождения Десятилетия науки и технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, рассказал, что именно для этого существуют различные инициативы Десятилетия науки и технологий.Например, научные детские площадки созданы для того, чтобы привлечь в науку самых маленьких ребят, а научное волонтерство — чтобы непрофессионалы могли сделать свой вклад в научные исследования. Причем речь не только о детях и школьниках, но и о взрослых людях, которые могут уделить этому свое свободное время.Отвечая на вопрос модератора, Асадов отметил, что сейчас из 18 инициатив осталось 12. «То, что работает хорошо, мы не трогали», — объяснил он. Оптимизация, уверен представитель Минобрнауки, позволит сконцентрировать силы на оставшихся инициативах.«Сейчас интерес к науке самый высокий за последнее десятилетие»Сейчас в нашей стране наука до сих пор не является тем, о чем думают люди. Она не «прорвалась на большие экраны», ее не показывают в кино. Глеб Федоров, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты», объяснил, что наука должна подсказывать человеку, куда идти и где есть возможности для развития. За прошедшие два года Десятилетия науки и технологий появились новые источники финансирования у научпопа: это и государство (например, гранты Минобрнауки) и крупные корпорации. Более того, у каждого региона появился собственный план мероприятий Десятилетия, а еще есть федеральный план событий в рамках этой программыПо словам Федорова, наука очень интересна представителям медиарынка. «Каждый канал ищет новые форматы. Диджитал тоже», — прокомментировал он. Интерес общества, по словам Федорова, зашкаливает. «Сейчас интерес к науке, согласно нашим совместным со ВЦИОМ опросам, самый высокий за последнее десятилетие», — заявил Федоров. Появляются новые герои в науке, теперь люди знают не только ученых прошлых эпох, но и современных исследователей.Однако этого все еще мало. Не хватает историй. «Людям интересен путь», — отметил выступающий. Необходимо начинать переходить к формату рассказа историй, которые будут интересны. Среди них может быть даже история о запуске 11 апреля ракеты «Ангара-А5», потому что люди стали свидетелями только трех событий: первого и второго отмен старта и самого пуска. А ведь с ними связаны тысячи и десятки тысяч жизней, огромное количество труда и работы. Все это — истории, которые можно рассказать в интересных форматах.Само мероприятие Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий — тоже часть популяризаторской работы. Леонид Гусев, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова и руководитель проектного офиса Десятилетия науки и технологий, отметил, что еще одним важным результатом Десятилетия будут не только научные детские площадки, о которых уже сказали, но и научно-технические музеи. Их очень мало в нашей стране, за последний год их можно пересчитать по пальцам. В Китае — 300 таких музеев за 10 лет. Еще одна проблема, которую надо решить, — научиться вовлекать аудиторию. Для этого нужно создавать качественный контент. Также важно создавать новые форматы научно-популярных мероприятий.Особое внимание Гусев уделил Фестивалю НАУКА 0+. В прошлом году очно и дистанционно в мероприятии участвовали более 10 миллионов человек. В этот раз тема фестиваля будет звучать так: «Наука вокруг нас».Также на форуме прошла сессия «Генерация, создание и продвижение популярного научного контента». Это очень важная тема, ведь именно контент — самая доступная форма рассказа о науке, требующая от человека только одного — зайти на сайт, канал/аккаунт. Огромное количество людей трудятся в этом направлении, и, что неизбежно, сталкиваются не только с успехом, но и с неудачами. Выступающие рассказали и о тех, и о других.Григорий Ковбасюк, генеральный директор телеканала «Наука», рассказал, что их канал смотрят 840 тысяч человек в сутки, причем на разных языках: испанском, арабском, английском и, конечно же, русском. Также уже на протяжении многих лет проект проводит конкурс «Снимай науку», в котором авторы снимают научно-популярные видео и фотографии. Победители получают денежный приз, их работы публикуют, а некоторые даже могут стать ведущими программы.«Мы стараемся ездить по различным научным и образовательным учреждениям в нашей стране», — отметил он. В этих поездках проводят съемки, а в итоге получается интересное кино о работе исследователей.Лекции для мамочек — это популяризация?Мария Уварова, генеральный директор фонда «Атом», рассказала о том, как можно привлечь людей к науке и что им нравится. Она отметила, что очень хорошо аудитории заходят форматы, которые длятся не более 30 минут: игровые, питчинги, баттлы и так далее. Это очень перспективно. «Очень приятно читать, что ученый-физик прочитал лекцию в физмат-школе, и восторженные дети на него смотрят. Но правильная популяризация — это когда тот же ученый-физик читает лекцию для мамочек на детской площадке. Заниматься нужно именно этим», — заявила выступающая. Именно поэтому важно участвовать в поляризационных мероприятиях. Очень хорошо аудитория воспринимает «мозаичные форматы», например фестивали, которые дают человеку возможность посмотреть сразу много всего.Кристина Саблина, руководитель дирекции продюсирования АНО «Национальные приоритеты», отметила, что уже примерно на протяжении четырех лет организация проводит информационное сопровождение важных государственных проектов, в том числе Пушкинской карты и Десятилетия.Дмитрий Бенеманский, заместитель проректора по информационной политике и продвижению УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, рассказал о том, что не все научно-популяризаторские инициативы, которые проводились в университете, были успешными. Что-то получило неожиданную поддержку аудитории, а что-то — наоборот, совсем не было интересным. Например, что канал научно-популярного центра университета в Яндекс.Дзене стал очень популярным. А вот в Telegram — наоборот, количество подписчиков очень маленькое.Продолжать традиции тоже важно. Именно этим занимается Мария Рыбина, заместитель ответственного редактора Большой Российской Энциклопедии, шеф-редактор научно-отраслевого блока «История». При этом все традиции, которым следуют составители энциклопедии, больше связаны с методикой подготовки статей. Все они — авторские, их пишут эксперты: научные сотрудники, преподаватели в вузах. «Мы приглашаем всех вас стать нашими авторами», — заявила она. У статей указывается авторство, ими можно отчитываться (например, у МГУ система «Истина» добавляет баллы на портала). В конце концов, авторам платят.Научпоп в нашей стране стремительно развивается. Появляются новые форматы, позволяющие охватить максимально широкую аудиторию, все больше людей интересуются научными исследованиями и самими учеными. Хотя представители научно-популярного сообщества сталкиваются с трудностями, в последние годы они получают все больше финансовой поддержки, которая, как ни крути, серьезно стимулирует развитие этого направления.

«Правильная популяризация — это когда физик читает лекцию для мамочек на детской площадке»
© InScience