Войти в почту

«Одно небо на двоих»: пилот Московского авиацентра о своем пути в День авиации и космонавтики

<p style="text-align: justify;">Для многих не секрет, что космонавтика и авиация неразрывно связаны. Исторически сложилось, что развитие космической отрасли во многом опиралось на знания и опыт авиационной. Так, первых космонавтов отбирали исключительно из числа военных летчиков, а для их обучения использовались уже существующие и модернизированные авиатехнологии. Многие космические инженеры вышли из числа конструкторов самолетов и ракетостроения. А для транспортировки элементов спутников, ракет-носителей и других всегда использовались транспортные самолеты.</p> <p style="text-align: justify;">В День космонавтики мы поговорили с пилотом Московского авиацентра Владимиром Ш. Сегодня вертолетчик обеспечивает безопасность столицы и ее жителей, а вот в далекие 90-е он был непосредственным участником запуска, позже и поиска спускаемых космических аппаратов, а также встречал экипажи. В жизни Владимира сплелись две великие и необъятные небесные отрасли – авиация и космос.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Выбор профессии был предопределен: мой отец служил военным летчиком и любовь к небу привил с пеленок. Вместе с тем тогда в Советском союзе, да и в мире в целом, не переставая обсуждали волнующий и малоизведанный Космос. Конечно, я тоже увлекся этой темой. Поэтому, когда после окончания Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков меня распределили на Байконур в космические войска, я был несказанно рад. За успехи в учебе мне выпала большая честь – стать частью великого дела и заниматься любимой работой,</strong> – поделился пилот.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">В задачи вертолетчиков при Байконуре входили облеты пусковых площадок, оповещение и контроль безопасности местного населения перед стартом ракет, содействие в запуске всех космических объектов, готовность оказать экстренную помощь космонавтам в случае неудачного пуска, а также различные транспортные функции.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Спустя 8 лет службы на Байконуре – в начале 20-х годов – появилась возможность перевестись в Москву, в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания. Я стал специалистом по организации связи с местом посадки. Парадоксально, но, поменяв космодром на столицу, я оказался еще ближе к космонавтике. Теперь в составе оперативно-технической группы я прибывал к вернувшейся домой капсуле с космонавтами первым»,</strong> – вспоминает Владимир.</p> <p style="text-align: justify;">Дух захватывало от одного только представления всей мощи этого процесса. Отстыковавшись от международной космической станции, экипаж корабля «Союз», например, разворачивался в нужном направлении, ставил двигатели на торможение и начинал спуск по орбите. Дальше происходило разделение на бытовой отсек (в нем созданы условия для временного пребывания космонавтов), приборно-агрегатный (в нем – двигатели, оборудование, аппаратура) и сам спускаемый аппарат с космонавтами на борту. Лишь последняя часть возвращалась на нашу планету, все же остальные безвозвратно сгорали в плотных слоях атмосферы. На высоте 9,7 км раздавался громкий хлопок – так раскрывался парашют спускаемого аппарата, который планировал на Землю.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«В этот момент в небе уже висят десятки воздушных судов, а внизу капсулу ожидают сотни людей различных профессий. Весь цикл занимает 45-50 минут, но это очень тонкий и сложный процесс. Космонавты испытывают сильнейшие перегрузки. После посадки капсулы встречающие открывают люк и помогают астронавтам выбраться, транспортируют их в специальные кресла и проводят первичный медицинский осмотр. Такая помощь обязательна, ведь по возвращении домой движения даются им с трудом – пока тело находится в невесомости, мышцы постепенно атрофируются от недостаточной нагрузки, а кости теряют много кальция»,</strong> – пояснил Владимир.</p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">Пилот признается, что словами невозможно передать тот драйв, который испытываешь во время поиска приземлившейся капсулы и встречи космонавтов. Такой особенный опыт Владимир использует и сегодня. Работая в авиации экстренного реагирования столицы, он всегда готов к любым поворотам и за считанные минуты может прибыть на помощь людям.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Космос стал одной большой важной главой в моей книги жизни, но все же основные части в ней – это авиация. Летное дело красной нитью прошло через меня с самых пеленок и продолжает трогать сердце по сей день. Каждое дежурство я сажусь в кабину любимого вертолета, отрываюсь от земли и выполняю серьезную задачу – охраняю наш мегаполис, при необходимости сражаясь с огненной стихией. Так что история моего многотомника продолжается...», </strong>– улыбается Владимир Ш.</p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div>

«Одно небо на двоих»: пилот Московского авиацентра о своем пути в День авиации и космонавтики
© Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы