Первый советский робот: Политехнический показывает свои сокровища в Музее Москвы

Музеи науки и техники - лучшие хранители истории. Их коллекции пополняются и сохраняются с продвижением технической мысли вне зависимости от мысли политической и потому многое могут рассказать о времени, в котором экспонаты были произведены. Вот, например, фантом-манекен в витрине космического раздела выставки "Политехнический музей: приближая будущее". В 1970-м лежащая в катапульте, сделанная из особых материалов фигура человека облетела землю на спутнике "Космос-368", чтоб показать приехавшему в СССР президенту Франции Помпиду достижения советской космической мысли. И создатели манекена ласково прозвали его "Помпидушкой".

Первый советский робот: Политехнический показывает свои сокровища в Музее Москвы
© Российская Газета

Политехнический музей последний год существования вне своего исторического здания, в которое он должен вернуться в 2025-м, проводит на чемоданах. Точнее - на ящиках. Экспонаты выставки "Политехнический музей: приближая будущее" разместили в Музее Москвы по-походному - внутри деревянных контейнеров, в которых экспонаты обычно хранят и перевозят или рядом с ними. Ящики с надписями "Не кантовать" отделяют разделы друг от друга, что еще и экономит место: выставке отвели на первом этаже музея Москвы 700 м2, и было непросто выбрать и разместить тут лучшее из 220000 предметов коллекции, накопившейся в Политехническом за 150 лет (юбилей Музей отмечал в 2022). Получился своего рода дайджест истории музея.

..."Очень бы хорошо было, чтобы ваше высокоблагородие написали б вещь щегольскую в техническом отношении" - просил Чайковского один музыкальный критик, убеждая композитора создать что-то к 200-летнему юбилею Петра I . Кантата Чайковского оказалась в "техническом отношении" очень "щегольской" - потому, вероятно и прозвучала на открытии в Москве в 1872 году Политехнической выставки, с которой и начался музей. И выставка прошла с размахом, народ увидел машины, приборы, сельскохозяйственные изделия, модели и чертежи, объясняющие технические новшества, оружие ... За несколько месяцев на ту выставку пришло 750 000 человек - притом, что в Москве жило тогда чуть больше миллиона.

"Второго такого нет", "это только у нас", "это придумали в России" то и дело говорит об экспонатах выставки "Политехнический музей: приближая будущее" куратор экспозиционно-выставочной деятельности Политехнического Сергей Рыков. Апланатическое зеркало конца XIX века, огромная лупа, способная плавить металл. Автомобиль Stoewer был в 1899 году выпущен в одном экземпляре - и усилиями реставраторов остаётся на ходу. Отечественный велосипед 1869 года типа "костотряс" - уже с намеками на систему амортизации в виде скобы, жмущей на рычаг, идущий к оси колеса.

Это выставка о том, что и как копил Политехнический и как это двигало страну. Галерея старинных бутылок с разноцветными жидкостями выглядит как элемент современного интерьера - а это "Нефтяные масла Константиновского нефтеперегонного завода", экспонат 1905 года, времени, когда в России пошла вперед нефтедобыча. Сергей Рыков нажимает кнопку - и зашагала на месте модель "стопоходящей машины Чебышева", первый в мире шагающий механизм. Пополнение коллекции 50-60-х годов - кибернетическая "Черепаха" в стальном сером корпусе, единственный экземпляр одного из первых роботов, созданных советскими учеными...

Коллекции камертонов священника Аристарха Израилева сохранили звук колоколов Ростовского кремля.

За 1962 год Политехнический музей посетило рекордное количество зрителей за все время существования музея - 1 784 191 человек. Эта цифра и для самих музейщиков остается загадкой, отчасти, впрочем, объяснимой - это было время полета Гагарина, время технологических прорывов, время физиков.

А начинается выставка технологий с поэзии, с рассказа о Большой аудитории, в которой были аншлаги не только на лекциях по анатомии и демонстрации терменвокса (на модели, собранной правнуком Льва Термена Петром, тут можно и поиграть) - но и на вечерах с участием Маяковского, Северянина, Евтушенко, Окуджавы…

Первое, что ты видишь, входя в раздел, - фрагмент из фильма Хуциева "Застава Ильича" с переполненным амфитеатром, внимающим знаменитым поэтам. И здесь же небольшая модель Большой аудитории в будущем музее - к настоящему времени уже воссозданной в том виде, в каком ее задумал архитектор Политехнического Ипполит Монигетти.