Войти в почту

Как готовились к запуску первого научно-энергетического модуля Российской орбитальной станции?

В конце 2027 года должен быть запущен первый научно-энергетический модуль Российской орбитальной станции. Готовился ли он с нуля или был какой-то задел, ведущий «МИР 24» Максим Красоткин узнал у главного конструктора РОС Владимира Кожевникова.

Не раз назывались сроки запуска первого модуля, это 2027 год. Успеваете, полетим?

Должны успевать. Обещания все даны. Все наши предложения доложены руководству страны, сроки определены. Первый научно-энергетический запуск модуля должен быть в конце 2027 года.

А этот модуль готовился с нуля или какой-то задел был?

Нет, у этого модуля сложная и достаточно тяжелая судьба. Он с 2012-го был в работе, начиная с эскизного проекта, технического проекта, планировался как модуль для МКС. И когда появилась эта идея проекта Российской орбитальной станции, стало понятно, что модуль целесообразно переоборудовать и использовать как первый модуль РОС. Поэтому заделы есть, корпуса есть, часть приборов есть, часть испытаний проведена. Нужно его доработать соответствующим образом и запустить. При этом меняется и орбита, как известно, меняется и космодром запуска, он должен был лететь на ракете «Протон-М» с «Байконура», теперь это ракета «Ангара- А5» и космодром «Восточный».

Если он готовился к МКС, то получается все разъемы, контакты делались под МКС и все придется переделывать?

Нет, не все. Есть базовая часть модуля, она остается. То есть корпус, двигательная система и система управления бортовым комплексом – это все не меняется. Меняются специфические задачи, но управление движением другое, потому что планировалось, что его задача долететь до станции. Теперь он какое-то время будет всем управлять. То есть меняется система жизнеобеспечения, потому что модуль, планировавшийся МКС, он бы и пользовался ресурсами МКС. Здесь получается, что он становится базовым модулем, а точнее – первым модулем РОС, и поэтому у него должна появиться автономная система жизнеобеспечения. Доработки не критичные, по нашим оценкам и по документации, это процентов 30−40 меняется, не вновь разрабатывается, но меняется.

Кстати, по поводу документации, вы говорили, что при эскизном проекте было полторы тысячи томов электронных книг, это много или мало? И с бумагой, если перевести, то сколько это будет?

Эскизного проекта такого объема в современной Российской Федерации не было вообще. Можно сравнить с энергией «Бурана» по объему выпуска. Вот эскизный проект на сам НЭМ, когда его выпускали в 2010-х годах, это было порядка 200 томов. Здесь полторы тысячи томов, то есть это огромный, на самом деле, объем. То, что сделано это и по космическому комплексу в целом, и по каждому модулю, и по системам модулей, и по Земле, и по техническому комплексу, и по наземному комплексу управления. Мы попытались собрать в него все возможные составные части, чтобы везде было понятно, что делать в дальнейшем. Поэтому да, объем очень большой.

Российская орбитальная станция сделана такой крестообразной. Это практическое применение или эстетическое применение вот этой формы? Как выбирали форму?

На самом деле достаточно классическая форма для всех станций, которые в настоящее время существуют. Есть центральный модуль, который называется узловой, со стыковочными портами, и вокруг него таким вот крестом собирается конструкция. Большие модули стыкуются на этот узловой модуль. Схема эта удобна тем, что позволяет бесконечно масштабировать объект далее и менять отработавшие. Если мы видим, что у нас подходит к концу срок службы, мы можем сделать еще один узловой модуль, пристыковать его в хвост какого-то из более новых и начинать собирать новую конструкцию. Вот схемы, которые были на наших станциях до того, а на станции «Мир» и на станции МКС они не такие. Там вся сборка шла именно к базовому модулю. И поэтому выход из строя базового модуля приводил к тому, что станцию приходится закрывать всю. Это вот как раз ситуация со станцией «Мир».

Получается, будет вечная станция?

Возможно, да. Условно говоря, ничего вечного в этом мире не бывает. Но теоретически, да, возможно. То есть наращивание, такой конструктор, он просто набирается из следующих комплексов.

У нас недавно уже запустили на МКС новый модуль. С ним что будет? Его отстыкуют, пристыкуют к станции или он так и будет в составе МКС?

Нет, он будет существовать в составе МКС до завершения полета. Перестыковать, условно говоря, модули с МКС на РОС не представляется возможным по причине того, что наклонение орбиты совершенно другое. Как известно, наклонение орбиты 96,8, станция летает по полярной орбите, и перевести с нашего обычного наклонения на 51,6, на котором МКС и «Мир» был до этого, на орбиту полярную невозможно. То есть никакой энергетики на это не хватит.

А почему именно такое наклонение орбиты выбрано, и как вообще люди там будут справляться? Сейчас они год летают, а там сколько могут летать?

Этот вопрос очень долго обсуждался и в отрасли, и с привлечением научных институтов и Академии наук. Была очень большая дискуссия, она и сейчас продолжается, но решение принято о том, что мы уходим на полярную орбиту, то есть в полярной орбите есть бесспорные плюсы, это то, что с этой орбиты видно все. Если 51,6 – это, условно говоря, видимость территории России, у нас страна большая, порядка 10%, то с орбиты высокой видно все, здесь мы полностью закрываем и Россию, и Арктику, и Антарктику, все эти крайние полюса Земли.То, что касается жизни космонавтов, то оценки, которые проводились специализированными научными институтами, показывают, что общая доза радиации там выше не на более чем 20%, вот, поэтому вместо года, условно говоря, восемь месяцев. Есть вопросы при солнечных вспышках. Если активное солнце и солнечная вспышка, то можно схватить приличную дозу, но здесь этот вопрос к мониторингу космической погоды, и плюс дополнительное радиационное средство защиты, то есть это индивидуальное средство, нагрудники разнообразные и то, что на себя надевается, и плюс дополнительная защита кают и еще каких-то зон.

Но в любом случае этот вопрос есть, и мы его не бросаем. Планируется запуск «Бион-М» в следующем году, спутника биологического на эту же орбиту. Будут проведены эксперименты, замеры. И на самой станции очень большое внимание мы предполагаем использованию разнообразных средств дозиметрического контроля, чтобы иметь объективную информацию, что же происходит. И плюс первый модуль летит без экипажа и уже до пуска экипажа мы будем иметь объективную картину, если вдруг кто-то очень сильно ошибся, хотя этого мы не ожидаем. По этой орбите летают и спутники, поэтому примерно понятно, что там. То есть сюрпризов мы не ждем.

А что касается метеоритной защиты, на станции она предусмотрена?

Метеоритная защита предусмотрена везде. Вот на МКС, условно говоря, на МЛМЭ, новый модуль, о котором вы говорили. У него масса, метеоритный защиты составляет 10% массы модуля, то есть модуль защищен. И то же самое планируется и на российской орбитальной станции, все критические места модуля защищаются, это все обсчитывается. Существует методология определенная, которая позволяет оценить вероятность катастрофического пробоя и места критические защищаются более толстым слоем. Безусловно, метеоритной защите уделяется большое внимание, тем более мы несколько раз уже на МКС получали эту проблему и поэтому здесь мы вынуждены и обязаны это делать.

Внутренний дизайн станции вы доверили студентам. Почему именно студентам? Как, не пожалели?

Не совсем так. Студентам дизайн не доверяли. Студентов привлекли как именно некий новый взгляд на мир. Мы используем это как идеи. Ну и плюс, в том числе, как подготовку возможных будущих коллег. Несколько человек оттуда уже у нас работают. Это не то, что мы им заказали, это именно то, что они нам показали свое видение.

Ну и как, понравилось, как впечатление?

Хороший взгляд, что-то мы возьмем из этих идей, безусловно. Но не все. Но они это тоже понимают. У нас сейчас достаточно тесное взаимодействие, поэтому мы будем продолжать с ними работать, это полезно.

Страны БРИКС получили предложение от России по поводу участия в нашей орбитальной станции. Это что значит? Это будут какие-то для них отдельные модули строить?

Тут предложение было в общем виде. Это не только страны БРИКС, это и страны арабского мира. Вот была выставка в Эмиратах, представлен был коммерческий модуль. Здесь взаимодействие может быть любое, то есть все зависит от того, чего хочет партнер. Мы можем сделать модуль под ключ от создания до запуска. Можем делать модуль партнерским, когда одна сторона делает одно, другая – другое. Можем просто интегрировать в состав станции уже разработанный партнером модуль. Взаимодействие разнообразное, пока конкретных предложений нет, но так все присматриваются аккуратно.

Когда примерно завершится полная сборка станции?

Рамки, что мы предъявили в эскизном проекте, это конец 2032 года. То есть дальше это уже полноценная эксплуатация, но вот до конца 2032 года, в той конфигурации, которая была нами предъявлена, она должна быть собрана. И сформирован федеральный проект, который сейчас на финальной степени утверждения, это определяющие, в том числе и мероприятия, какие должны быть, и финансирование, он вот тоже на границе 2032 года заканчивается. Дальше возможно продолжение, то есть и модули могут появляться дальше, это не финал, но вот пока мы работаем горизонт 32-го года.

Сначала это будут четыре модуля, да?Будет схема. НЭМ – научно-энергетический модуль. Потом к нему будет узловой и шлюзовой модуль. Узловой – это центральный модуль, к которому все остальное будет собираться. Шлюзовой модуль для обеспечения выхода экипажа, то есть для проведения вне корабельной деятельности. А в дальнейшем еще базовый модуль – это большой такой же модуль, как НЭМ, ориентированный на экипаж в первую очередь. И два целевых модуля, тоже большие модули, которые уже ориентированы на установку научной и целевой аппаратуры. Это некая минимально рабочая конфигурация. Но уже можно сказать, что конфигурация НЭМ узловой-шлюзовой уже позволяет проводить работы.

На какое количество экипажа рассчитана станция?

Традиционно мы считаем с темой обеспечения жизнедеятельности на шесть человек, но пока, во всех наших документах, во всем нашем понимании, это экипаж два человека, потом, возможны, изменения.

Сейчас на МКС больше людей летают?

На МКС, да. Сейчас там как раз шесть, семь, может быть, девять. Надо понимать, что с МКС станция больше гораздо. Она в полном своем развертывании в три раза больше, чем РОС.

А по сравнению с МКС будет больше или меньше?

Да, больше. То есть примерно в полном развертывании в два раза где-то больше, чем российский сегмент.

На эту орбиту, по которой она будет летать, возможно, доставка грузов с космодрома Плесецк? И возможно такое, что оттуда и пилотируемые запуски будут?

Теоретически возможно. Этот вариант смотрелся. Но Плесецк – это специализированный космодром, специализированных задач, поэтому мы пока будем обслуживать станцию с космодрома «Восточный». На начальном этапе в проекте предусмотрено использование «Байконура» для грузового корабля, но максимально быстро цель – перейти на «Восточный». Как пилотируемой программой корабли ПТК для людей и грузовой корабль «Прогресс-РОС», новый, модернизированный. Очередная глубокая модернизация «Прогресса».

То есть «Прогресс» будет по форме такой же, а по внешнему виду?

Внешний вид остается, а внутри он процентов на 50 переделывается.

А вот людей доставлять туда будут новыми кораблями или можно будет на «Союзах» туда прилетать?

Смотрели эти варианты. Это было бы очень перспективно и хотелось использовать корабль «Союз», но в результате достаточно длительных, дискуссий внутри отрасли и с госзаказчиком, пришли к выводу, что целесообразно все-таки развивать направление вот этого нового корабля ПТК, который в настоящее время в «Энергии» очень активно создается. Основная его задача – это летать к Луне. Лунная программа пока немножко отложена, но чтобы не потерять темп, мы предполагаем, что будет летать корабль ПТК – новый транспортный многоразовый корабль на ракете «Ангара» с космодрома «Восточный». С помощью ТТО-станции будет осуществляться транспортно-техническое обеспечение.

Получается, космический корабль с людьми будет лететь над Северным Ледовитым океаном. А вот если вдруг какая-то нештатная ситуация и экстренная посадка, то как вопрос спасения здесь?

Да, этот вариант очень важен и он проработан. На самом деле, океан не так страшен. Получается, что там достаточно ровный лед, не вода, в этом отношении вода гораздо хуже, потому что в воде сутки и все, а тут ровный. Значит, корабль сядет, у него есть собственная возможность маневрировать. Даже в случае аварии подлететь куда более удобно, дальше есть аварийный запас и прочие средства связи.

А сейчас вот в отряде космонавтов уже есть люди, которые планируются к полету на орбитальную станцию?

Тут надо отряд космонавтов спрашивать, но, на самом деле, еще нет. У них цикл – это примерно два года подготовки, поэтому я полагаю, что они будут набирать этот набор под РОС в 2025−2026 году.

Какие-то станции слежения планируется строить на станции?

Да, создание НКУ, наземного комплекса управления, эскизный проект, подразумевает, что по северам Российской Федерации должны быть созданы новые пункты, которые позволят увеличить время устойчивой связи с модулем.

У российской орбитальной станции будет какое-то свое собственное название, как, допустим, у станции «Мир» было?

Задачу директор «Роскосмоса» нам поставил, но пока – станция «РОС».