Войти в почту

Нижегородцам рассказали, как защититься от ложной информации

Фейковые новости заполонили соцсети, мессенджеры и даже средства массовой информации. Нас запугивают то терактами, то инопланетянами, то отключением интернета. Как не потеряться в информационном хаосе и понять, где правда, а где ложь? Не верю глазам В конце марта в родительский чат прилетело тревожное сообщение, суть которого сводилась к тому, что в одном из подъездов на улице Будённого в Дзержинске якобы обнаружили мину «лепесток», замаскированную под 100-долларовую купюру. К сообщению было прикреплено видео того самого «лепестка». Однако нехитрый поиск в интернете показал, что аналогичные сообщения одновременно были распространены в соцсетях и мессенджерах Крыма, Белгорода, Краснодара, Воронежа. К началу апреля фейк трансформировался: в мессенджерах и соцсетях Ростова разнеслись видеоролики и сообщения о якобы обнаруженной мине, замаскированной уже под тысячерублёвую купюру. Ни в одном из городов информация о минированных купюрах не подтвердилась. Вскоре после фейковой новости о купюрах-«лепестках» Нижегородский регион встревожила новость о якобы готовящейся атаке беспилотников. Началось всё с сообщений в телеграм-каналах о том, что дрон видели в небе жители Лысковского округа. По мере того, как сообщение кочевало по пабликам в соцсетях и в мессенджерах, оно обрастало всё новыми подробностями. Одна из них гласила, что нижегородцам якобы пришла рассылка от МЧС с предупреждением об угрозе атаки беспилотника. Приводились даже скрины, которые, как выяснилось, были фальшивкой. «ГУ МЧС России по Нижегородской области данных сообщений не рассылало», – заявили в пресс-службе управления. Позже выяснилось, что «новость» о беспилотнике запустил в качестве рекламы один из нижегородских телеграм-каналов. Процент россиян, выбирающих мессенджеры в качестве главного источника новостей, вырос почти в три раза – с 4% до 11%. Кругом обман Специалистов такие психологические атаки не удивляют. Мы живём в век дезинформации. Фейки уже становятся частью нашей повседневной жизни, и поводом может быть всё, что угодно. Так, после кровавого теракта в Подмосковье в информационном пространстве тут же последовал всплеск провокаций. Так, в телеграм стали массово создаваться каналы с угрозами нападений на школы в различных российских городах. Несовершеннолетние по всей стране стали получать в мессенджерах сообщения с предложениями совершить теракт. Многие россияне получили фейковые сообщения с предупреждениями «о следующих терактах в РФ». Среди лживых заявлений также сообщения об ограничении в России работы мессенджеров и соцсетей и об отключении интернета в России вообще. «Помним, что любое пересланное сообщение в мессенджере со словами «папа работает в полиции», «сообщили в Росгвардии», «рассказал знакомый из МВД» и аналогичные – это чаще всего фейк. Названия организаций добавляют для убедительности, чтобы все поверили», – предупредила глава Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина. Цель у фейков всегда одна и та же – запугать и посеять панику. Запуганными людьми легче манипулировать. Выставляем защиту На самом деле фейки существовали и раньше, но сегодня благодаря соцсетям и мессенджерам лживые новости распространяются молниеносно. «Точно с такой же проблемой сталкивалось общество, когда в конце XVIII века появилась массовая печать. Тогда общество оказывалось часто беззащитным перед недостоверной информацией, откровенной клеветой, которые распространялись через периодическую печать, – отметил социолог Александр Прудник. – Но потом общество просто научилось с этим жить. В эпоху радио история повторилась, повторилась она и в эпоху телевидения. Сейчас наступила эпоха социальных сетей. В первый момент общество будет демонстрировать наивную беспомощность, но это ненадолго. Соцсети станут просто одним из элементов жизни общества. Отыграть назад не удастся. Все попытки остановить этот процесс, например, ввести какие-то запреты, бессмысленны. Но общество научится с этим жить». Помогут в этом и определённые ограничения. В 2019 году в российском законодательстве появилось понятие фейковой информации и ответственность за её распространение. Так, за распространение фейков предусмотрены штрафы от 30 тысяч до 10 млн рублей в зависимости от тяжести последствий и юридического статуса. Тем не менее поток дезинформации по-прежнему остаётся очень мощным. Так как же защитить себя? Сегодня в интернете существуют так называемые фактчекинговые ресурсы – сервисы, помогающие отличить правду от лжи. К примеру, пару лет назад был запущен сервис «Лапша», который занимается разоблачением фейковых новостей. «Не у всех пользователей есть время и ресурсы, чтобы проверять сомнительные сообщения в интернете, поэтому мы делаем это за них», – сообщается на официальном сайте «Лапши». Запросить проверку можно через сайт (lapsha.media) или через чат-бота в мессенджерах или социальных сетях сервиса. «Несмотря на то, что существуют фактчекинговые ресурсы, зачастую, информация в них не поспевает за реальностью. Поэтому выявлять фейки приходится вручную, – отмечают в Роскачестве. – Стопроцентных методов для идентификации фейков не существует, но работает одно правило: чем больше инструментов проверки вы задействуете, чем больше источников вы охватите, тем выше будет вероятность обнаружить фейк». То есть, по большому счёту, защитить себя от фейков в первую очередь можем мы сами. Главное правило – проверять источник и не поддаваться эмоциям. Как понять, что перед вами фейк? Внимательно читаем новость. Не только заголовок, но весь материал. Они могут оказаться никак не связаны друг с другом. Ищем первоисточник. Первым делом попробуйте найти новость по ключевым словам в поисковике. Крупные авторитетные СМИ делают ссылки на первоисточник. Проверяем первоисточник. Задайтесь вопросом, можно ли доверять первоисточнику? Если речь идёт об анонимных свидетелях и безымянных персонажах, то такие свидетельства не гарантируют подлинности. Если новость опубликована в соцсетях, посмотрите, кто ей поделился. Тот факт, что новостью или фото делятся миллионы – не гарантия подлинности. Даём новости время. В погоне за тем, чтобы стать первым, у новостных ресурсов, пабликов в соцсетях и мессенджерах зачастую нет времени на то, чтобы тщательно проверить подлинность информации. Спустя время новость либо обрастёт подробностями с указанием авторитетного источника, либо будет опровергнута как фейк.