Войти в почту

Кирилл Адещенко: «Нужно не только улучшать технологический ландшафт, но и менять подходы к разработке»

Взрывной рост на рынке корпоративного программного обеспечения российского производства ожидается в 2024 году. Отчасти это связано с тем, что для компаний с государственным участием это последний год перед окончательным отказом от использования иностранного ПО, поэтому отечественные разработки будут внедряться активно как никогда.

Кирилл Адещенко: «Нужно не только улучшать технологический ландшафт, но и менять подходы к разработке»
© Свободная пресса

В ситуации дедлайна особенно важно, чтобы эти решения отвечали современным стандартам качества, были надежными и способствовали развитию бизнеса, говорит IT-специалист Кирилл Адещенко, руководитель мобильной разработки компании РСХБ-Интех. Он создает новые продукты для одного из крупнейших банков России.

Последняя разработка его команды – платформа дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц получила высокие оценки клиентов и руководства банка, а в феврале этого года признана лучшей по версии «Национальной премии в сфере цифровизации: КулибИТ-2023» в номинации «Основные бизнес-процессы: финансовые институты». В интервью «СП» Кирилл Адещенко рассказал, как построена разработка в крупных IT-компаниях, почему программирование необходимо ввести в школьную программу и за какими технологиями будущее.

«СП»: Кирилл, ваша новая разработка «Свой бизнес» в январе получила премию «КулибИТ-2023». Ваши коллеги в жюри отметили в том числе сложность реализации проекта. В чем она заключалась?

– Перед нашей командой стояла задача трансформировать и цифровизовать большой и важный продукт, предлагающий услуги дистанционного обслуживания для предпринимателей. Отдельная сложность заключалась в том, чтобы сделать процесс перехода со старой системы на новую максимально бесшовным: клиенты должны были иметь возможность пользоваться всеми существовавшими к тому времени сервисами, пока мы разрабатывали новую версию. Это можно сравнить с тем, как если бы прямо в полете советский Ил-86 превратили в МС-21, и никто из пассажиров не ощутил дискомфорта.

Нам эта трансформация удалась. Конечно, без сильной команды не получилось бы внедрить систему всего за полтора года, что по меркам подобных проектов очень быстро. Жюри ставили оценку не за это, но для меня награда значит в том числе и признание вложенных усилий.

«СП»: Ваше имя стало известно в профессиональных кругах после выхода Arenum ­– новаторского в своем роде приложения для любителей мобильных игр. Это в том стартапе вы приобрели умение быстро работать?

– Это был мой первый опыт с высокой степенью ответственности. Проект был технологически сложный: наши пользователи должны были иметь возможность играть в мобильные в игры и параллельно запускать видеостриминг. То есть от меня и от команды под моим руководством требовалось сделать Twitch или YouTube Gaming с фокусом на изначальном создании мобильной версии. Многие производительные персональные компьютеры не могли тогда справиться с этой задачей, а мне и моей команде удалось решить ее на смартфонах.

Так как это был классический стартап, в процессе разработки мне удалось в сжатые сроки поработать с большим количеством технологий, в том числе с Flutter, которая тогда только что появилась, – это набор инструментов, позволяющий создавать приложения одновременно для Android и iOS – операционных систем, которые сильно различаются принципами разработки.

«СП»: Как вы поступили с наработками тогда – держали в секрете? Ведь ваша команда оказалась первой в России и СНГ, кто сделал массовое приложение с использованием этой новой технологии.

– Да, и одной из первых в мире: от релиза Flutter до первого релиза мобильного приложения прошло меньше двух с половиной месяцев. Мы одними из первых получили опыт работы с этой технологией и потому старались активно делиться им с коллегами внутри индустрии – на конференциях и в профильных изданиях. Для меня это принципиальный момент: считаю, что важно развивать общий уровень разработчиков в России и в мире. Это позволяет улучшать технологии, а они помогают делать жизнь людей удобнее.

«СП»: Внедрения новых технологий в IT-компаниях достаточно, чтобы сделать работу эффективнее, или для этого приходится менять саму организацию процесса?

– Это зависит от размера компании. Когда я стал руководителем мобильной разработки, поставил перед собой цель не только улучшить технологический ландшафт банка, но и изменить принципы и подходы к разработке. Дело в том, что, когда в разработке продукта задействована небольшая команда, ее участники не замечают никаких организационных проблем. Но если речь идет о командах, которые исчисляются сотнями и тысячами человек, потребность в синхронизации и планировании очень велика.

В этом случае помогает внедрение той или иной модели управления проектами. Наверное, все слышали об Agile и Waterfall – их интегрируют в свою работу многие крупные организации, в том числе в России. Я использую SAFe, или Scaled Agile Framework, подход с использованием agile-практик.

«СП»: Чем он полезен крупным компаниям-разработчикам?

– SAFe хорош для сложных крупномасштабных проектов по разработке программного обеспечения с участием нескольких команд и организаций, а это как раз наш случай. Такой подход дал нам гибкость, так что вся работа теперь ведется параллельно самоорганизованными командами, а краткосрочное планирование позволяет оперативно вносить доработки и исправлять ошибки на ходу.

Используя такой структурированный подход, как SAFe, нам удалось добиться интеграции качества в каждый этап цикла разработки, улучшить координацию, минимизировать количество ненужной работы и повысить эффективность проектов. Как и в любой другой команде, работающей по принципам SAFe, у нас поощряется доверительное поведение, что очень ценят сотрудники, а планирование и ход работ приобретают полную прозрачность.

«СП»: Многие IT-руководители признаются, что при найме молодых сотрудников очевидны пробелы в их знаниях и умениях. Вас устраивает качество обучения IT-специалистов?

– Если говорить про выпускников вузов, то при найме мне пока не приходилось встречать тех, кто устроил бы меня на 100%. Всегда есть необходимость в дополнительном обучении, поэтому мы у себя в РСХБ ввели собственные программы обучения разработчиков, помогающие быстро актуализировать знания и приступить к работе. Но это не какая-то российская специфика: проблемы с обучением новым профессиям, в том числе в IT-сфере, есть во всем мире. Системы образования просто не успевают за настолько динамично развивающимися областями.

«СП»: Есть предложения, как можно улучшить ситуацию?

– Популяризировать IT-сферу среди школьников и студентов. Думаю, программирование должно стать таким же обычным школьным предметом, как математика или химия. Благодаря улучшению образования мы можем повлиять на будущее.

Кроме того, важно повышать общую компетенцию специалистов. Лично я занимаюсь этим, выступая с лекциями и докладами, записывая подкасты, участвуя в различных менторских программах. Большие надежды возлагаю на свою работу в International Association of Honored Developers – международной организации, которая объединяет экспертов и специалистов IT-сферы.

В планах нашей ассоциации – проведение публичных мероприятий, что позволит привлечь в индустрию больше специалистов и расширить их набор компетенций.

«СП»: Какие еще проблемы отрасли кажутся вам актуальными?

– Серьезной проблемой мне кажется то, что технологии очень быстро усложняются, и большие компании не в состоянии оперативно реагировать на эти изменения. Я много общаюсь с коллегами и вижу, что, например, внедрение AI для упрощения и удешевления работы представляет собой просто непаханое поле с огромным количеством возможностей. Особенно очевидно это на фоне появления LLM – большой языковой модели, технологии, на основе которой работают Chat GPT и GigaChat.

«СП»: Каким вы видите свое ближайшее профессиональное будущее в свете этих тенденций?

– Планирую открыть компанию по разработке инновационных технологических продуктов и приложений, которых не хватает в IT-сфере, например для Apple Vision Pro. Считаю, что мы находимся в начале новой революции – перехода от мобильных устройств на носимые устройства, и Apple Vision Рro – один из продуктов, на основе которых будет развиваться индустрия.

Новые технологии дополненной реальности вскоре станут массовыми – это очевидно хотя бы потому, что крупные компании начали инвестировать в эту область. Повторяется история смартфонов – вспомните, каким сопротивлением социум встретил их появление, а сегодня наша жизнь без них непредставима.