Войти в почту

Нурия Кутнаева: все госорганы должны работать в единой цифровой связке

Ускорить цифровую трансформацию всех государственных структур - такую задачу поставил президент Кыргызстана Садыр Жапаров перед министерством цифрового развития и его главой Нурией Кутнаевой. На эту должность она была назначена полгода назад. О достигнутых результатах и о том, что еще предстоит сделать в ближайшее время, она рассказала в беседе с корреспондентом "Российской газеты".

Нурия Кутнаева: все госорганы должны работать в единой цифровой связке
© Российская Газета

- Нурия Асылбековна, вы - единственная женщина-министр цифрового развития в странах ЕАЭС и СНГ. Да и сама IT-отрасль в значительной степени, образно говоря, территория мужчин. Каково было вам возглавить эту структуру?

Нурия Кутнаева: Никакого дискомфорта я не испытывала. В первую очередь я, как и любой другой государственный служащий, выполняю свои должностные обязанности. А цель каждого сотрудника министерства цифрового развития - координация цифровой трансформации в стране. И я не согласна, что IT - прерогатива специалистов-мужчин. Эта сфера, особенно в последние годы, все больше и чаще предоставляется девушкам. И, мне кажется, это круто. Потому что это доступ к более высоким доходам и возможностям. Информационные технологии - это ведь не только программирование, но и такие направления, как бизнес-аналитика, системное администрирование. То есть существует очень много сфер, где наши талантливые соотечественницы могут себя проявить. И я надеюсь, что такая тенденция сохранится.

Кстати, если раньше практически абсолютным центром притяжения цифрового обучения, бизнеса и кадров был Бишкек, то теперь география активно расширяется на всю республику. В регионах все чаще открываются обучающие центры, в столицу стекаются "IT-звездочки" с областей. Эти процессы, конечно же, положительно влияют на качество цифровизации республики и в целом на экономические процессы.

- Какие главные задачи перед вами как новым министром были поставлены главой государства?

Нурия Кутнаева: В первую очередь - координация цифровой трансформации госорганов. Проще говоря, все государственные и муниципальные органы, управления, все структуры должны быть в единой связке. Плюс к этому с точки зрения экономики нам нужно создать комфортную среду на базе современных технологий для эффективного сотрудничества бизнеса и государства. Объясню, почему это так важно. Годами, десятилетиями все мы работали в бумажном формате. И несмотря на внедрение современных инструментов, в том числе в госуправление, процесс этот идет мозаично, сохраняя бумажные пережитки. Опять же несмотря на то что государственные структуры внедряли цифровые системы документооборота и коммуникаций, связи между самими ведомствами не было.

Сейчас мы семимильными шагами восполняем этот пробел. Очень важный момент: задача цифровой трансформации и отказа от бумажной базы была поставлена президентом очень жестко. И как бы кому-то это ни было непривычно или неудобно, система эта уже работает. Как это действует, давайте покажу. Вот СЭД - система электронного документооборота. Поручение перейти на нее Садыр Жапаров дал еще в январе. Срок - до 15 мая. Несколько минут назад мой заместитель прислал мне документы на подписание со статусом "срочно". Я их согласовываю, и они сразу уходят исполнителю. Вот в системе "висит" указ о назначении досрочных выборов - можно увидеть всех, кто готовил этот документ, все комментарии, возражения, предложения, сроки. А вот, например, переписка с администрацией президента. Даже из "Газпрома" по этой системе пришел запрос по поводу статуса одного из бывших сотрудников. Кстати, обращения граждан, отправленные с платформы "Тундук", также поступают в эту систему и автоматически перенаправляются в то или иное ведомство. Разработчик СЭД - государственное предприятие "Инфоком".

- Нурия Асылбековна, а как складывается ситуация с цифровым кодексом? Глава кабмина Акылбек Жапаров совсем недавно говорил о том, что он будет внедрен уже в 2024 году.

Нурия Кутнаева: Давайте сначала о том, зачем этот цифровой кодекс нужен. При любых трансформациях, реформах есть ограничительные моменты в законах или правовых актах. Ну просто потому, что раньше таких факторов, ситуаций не было, вот они и не были прописаны. Как, допустим, с правовым обеспечением использования искусственного интеллекта. В нашем законодательстве этот вопрос никак не урегулирован. То есть если дети общаются с ИИ и в результате этого процесса происходят некие последствия - положительные или негативные, - это не подпадает ни под какие законодательные акты и нормы. Тот же самый дипфейк (методика синтеза изображения или аудио с использованием ИИ. - Прим.ред.) - не всегда положительное явление. И тоже никак не урегулирован законодательно. Касаются эти вопросы и авторских прав, в том числе на изображение, музыку. С учетом этих аспектов нужно менять очень много законодательных и нормативно-правовых актов, всего их более тысячи.

Поэтому и было принято решение о разработке и принятии цифрового кодекса. Работа над ним уже идет. Это дискуссии буквально со всеми, кого может затронуть документ, - операторы связи, телекоммуникационные компании, эксперты гражданского общества, представители государственных органов. Могу сказать наперед, что кодекс может кому-то и не понравиться, но он ведь не золотая монета. Это инновационный продукт, который мы стараемся разработать таким образом, чтобы, с одной стороны, не навредить, а с другой - максимально охватить все важные моменты. И, конечно же, он не может сразу предусмотреть все мелкие детали и постоянно будет находиться в процессе доработки.

- Происходят серьезные изменения конкретно в контексте цифровой трансформации в налоговой сфере. Как опять же заявил Акылбек Жапаров, готовится такая система, когда у предпринимателя будет один ID в приложении, где будут уже "увязаны" все необходимые регистрации - в налоговых органах, Соцфонде и других структурах. Как в этом направлении продвигается процесс?

Нурия Кутнаева: И президент, и глава кабинета министров в цифровом плане очень продвинутые и не дают нам расслабиться (смеется). Акылбек Жапаров поставил перед нами новую задачу, чтобы регистрация индивидуального предпринимателя происходила буквально по щелчку с параллельным открытием аккаунтов у налоговиков, счетов через удаленную идентификацию в банке и так далее. Процесс в этом направлении тоже идет, проводятся все необходимые консультации, обсуждения, в том числе и в законодательном плане. О достижениях на каждом этапе мы, конечно же, еще будем рассказывать.

В целом я хочу сказать, что у нас в Кыргызстане очень много достижений в цифровизации. Похвастаюсь: несколько месяцев назад на международной площадке министр одной из соседних республик сказал, что наслышан о наших успехах в цифровизации процессов фискализации. Говорит: мы тоже так хотим, научите! А мы этому только рады - добро пожаловать! И представители этого государства действительно недавно приезжали к нам за опытом. Я хочу сказать, Кыргызстан стал такой страной, у которой можно чему-то научиться. Конечно, это для нас повод для гордости. При том что и мы, в свою очередь, конечно же, изначально у кого-то учились и продолжаем учиться.

- Ваш заместитель Клим Омельченко выступил с заявлением, что в текущем году начнет работу государственный центр обработки данных G-cloud. На каком этапе реализации проект?

Нурия Кутнаева: То, что все государственные, муниципальные органы "подсаживаются" на информационные системы, - это одно. Но для этих систем необходимы мощности, обеспечивающие сохранность данных, скорость работы и безопасность. Да, в локальном порядке приобретаются серверы, но, мы считаем, это неправильно. И уже давно нужно было создать с точки зрения и безопасности, и экономики бюджетных средств один центр обработки данных. Но давайте уточним - у нас есть государственный Центр оборудования, созданный при помощи Всемирного банка и Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA). Там есть компонент, который называется G-Cloud, то есть правительственное облако. Все серверы, имеющиеся у государственных органов, будут соединены с ним. До конца года мы планируем завершить все работы и запустить этот проект. Это одно направление. Другое - в рамках обеспечения кибербезопасности идет строительство так называемого резервного центра хранилища данных.

Ключевой вопрос

Ваше министерство активно участвует в процессах обеспечения деятельности в рамках ЕАЭС. Как складываются отношения с коллегами?

Нурия Кутнаева | : В рамках Евразийского экономического союза дела идут очень хорошо. Нас поддерживают и хвалят за показатели в цифровизации. Скажу больше, мы рекордсмены в деле выстраивания общих процессов. И это озвучивается открыто на публичных площадках. Например, государственное предприятие "Инфоком" провело необходимые организационно-технические мероприятия для подключения национального сегмента Кыргызстана к защищенной сети передачи данных с использованием средств криптографической защиты информации. Более того, впервые ожидается введение в Кыргызстане в действие доверенной третьей стороны Интегрированной информационной системы ЕАЭС, которая будет обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность данных при их обработке и хранении, а также при передаче с использованием информационно-телекоммуникационных технологий системы.

Кстати

Масса новых проектов планируется к запуску на базе приложения "Тундук". Например, появится возможность подать заявление на регистрацию брака. Без посещения Центра обслуживания населения можно будет брать справки о составе семьи и другие необходимые документы. Уже работают цифровые документы - ID-карты и водительские права. Вместе с министерством здравоохранения КР идет работа по цифровизации системы и медицинских карт граждан. А одним из самых прорывных проектов может стать создание цифровой трудовой книжки, которая также будет "привязана" к цифровому облаку каждого кыргызстанца.