Войти в почту

Ректор РГГУ Александр Безбородов: сотрудничая с десятками вузов стран БРИКС, мы приобретаем неоценимый опыт

Ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Александр Безбородов родился в 1954 году в Москве. Окончил Московский государственный историко-архивный институт. В августе 2018 года назначен ректором РГГУ. В числе научных интересов – история России второй половины XX – начала XXI века, формирование научно-технической политики СССР второй половины XX века. Автор более 300 научных публикаций.

Ректор РГГУ Александр Безбородов: сотрудничая с десятками вузов стран БРИКС, мы приобретаем неоценимый опыт
© ТВ БРИКС

В эксклюзивном интервью для TV BRICS он рассказал о проблемах и перспективах развития образования в стране.

– Российская система образования известна во многих странах как одна из лучших в мире. Как она будет развиваться в дальнейшем, чтобы стать еще более совершенной?

– Я уверен, что российская система образования с каждым годом становится все более эффективной. В первую очередь это связано с развитием всего комплекса направлений подготовки специалитета по естественно-научным и точным дисциплинам, техническим дисциплинам. Но и гуманитарное образование не отстает в этом ключе. Для нас очень важно иметь в виду, что в ближайшее время реформа высшего образования в России обретет новые обороты. Речь идет о том, что более широко будут использоваться возможности специалитета. Мы не забудем о том, что международное сотрудничество расширяется, особенно в последние годы. И Российская Федерация будет иметь, как и сейчас, отношения и дела с целым рядом стран, где двухуровневая система образования. Для того чтобы это образование было относительно совместимым, бакалавриат и магистратуру, например, на международных отношениях мы сохраним. Это очень важно. Вот такой симбиоз, который образуется и формируется жизнью, он будет наиболее устойчивым в ближайшее время и будет создавать возможность для того, чтобы эффективность российского образования и его качество повышалось. В том числе за счет использования мирового опыта, включая опыт стран БРИКС.

– Получить высшее образование в России стремятся все больше иностранцев. Востребованные специальности – это профессии в сфере медицины, машиностроения, энергетики и другие. Как вы считаете, насколько комфортна для граждан других государств наша система образования и насколько высоко ценится российский диплом?

– В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других центров очень комфортная система, связанная с проживанием. Надо понимать, что это служит важным, притягательным моментом для наших партнеров за рубежом, в том числе из стран БРИКС. Пример высших учебных заведений, где проживание организовано должным образом, должен тиражироваться в России. И тогда вузы Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, принимающие немало иностранцев, будут на него ориентироваться. В целом комфортная среда – это задача, которая решается повсеместно в стране.

– Если говорить об аспирантуре, которая готовит кадры для научной и преподавательской деятельности, много ли сегодня в России аспирантов-иностранцев? И на ваш взгляд, какой вклад они вносят в развитие российской и мировой науки?

– По нашим данным, в России в настоящее время обучается и работает более 10 000 иностранных аспирантов. Но это не предел. Эту цифру необходимо повышать. Дело в том, что аспиранты – это те, кто склонен вести глубокий научной поиск. Его они могут вести в том числе и совместно с российскими учеными, аспирантами, студентами.

И в России наука любого направления – и естественнонаучного, и технического, гуманитарного – она только будет развиваться ускоренными темпами и набирать новые высоты. Это очень полезно – взаимообогащение.

– Российский государственный гуманитарный университет входит в топ-200 лучших университетов стран БРИКС. Что это за рейтинг и насколько почетно находиться в нем для вуза, который вы возглавляете?

– Тут нет пределов совершенству, поэтому надо подниматься выше. Мы очень уважаем страны БРИКС, формируем свои отношения на довольно высоком уровне с каждой из этих стран и с теми, кто пополнит ряды БРИКС в 2024 году. Это объединение растущее, очень перспективное, которое имеет прекрасные глобальные возможности для развития, в том числе высшего образования.

Сотрудничая с десятками вузов стран БРИКС, РГГУ приобретает неоценимый опыт языковых контактов, изучения культуры, искусства этих стран. Взаимодействие студентов из России и этих государств – Индии, Китая, Бразилии, Ирана – сегодня очень активно.

– В целом, как вы оцениваете сотрудничество стран БРИКС в сфере образования? Чем страны объединения могут быть полезны друг другу с учетом его расширения?

– У нас много возможностей для того, чтобы развивать образование. Есть успехи в этом отношении у каждого вуза, но потенциалы, которые не использованы, весьма значительные. Без этого невозможно изучить культуру, образование других стран, политическую систему, экономику в должной степени. Страны БРИКС – наши надежные партнеры, образовательные системы работают на наше совместное будущее.

Молодежь, в процессе получения высшего образования контактирующая с каждой из этих стран, уже получает огромный языковой опыт и подготовку по целому комплексу дисциплин.

– Не так давно Российский государственный гуманитарный университет и Индийский университет Гириджананды Чоудхури провели научную конференцию, которую посвятили языкам и культуре коренных народов. Почему важны такие проекты?

– Такая конференция проходила в конце января в режиме онлайн. Наши представители Международного научного центра изучения Южной Азии присутствовали на ней. Дело в том, что мы изучаем и преподаем историю Индии, языки, культуру, искусство этой страны, и взаимодействие с нашими партнерами бесценно.

Материалы этой конференции будут использованы в учебном процессе Учебно-научного центра изучения стран Южной Азии. Так же, как и материалы наших российско-бразильских встреч будут использованы в деятельности соответствующего центра. Он создан в прошлом году. Я уже не говорю об Институте Конфуция. Ему уже более 15 лет, он существует и функционирует очень успешно. За последние два-три года контакт с этими странами и интенсивность взаимодействия сильно возросли.

– В 2024 году Россия председательствует в БРИКС. Запланировано множество мероприятий, в том числе в образовательной сфере. Лично Вам, как ректору уважаемого вуза, о чем больше всего интересно будет поговорить с коллегами, каким именно опытом обменяться?

– Мне очень важно, чтобы в 2024 году, когда мы вместе с нашими коллегами из системы образования стран альянса будем взаимодействовать более тесно, социально-гуманитарное образование не выпадало из поле зрения, чтобы были обозначены новые программы и задачи, благодаря которым мы могли бы действовать на длительную перспективу.

И я думаю, что отдельным встречам по гуманитарному образованию, его перспективам и востребованности в современном мире надо уделить особое внимание.

– В век стремительного развития технологий не могу не спросить о Вашем отношении к тому, что некоторые вузы мира официально решили писать дипломы с помощью искусственного интеллекта. С одной стороны, он создан для того, чтобы облегчить нам жизнь, но с другой, не правильнее и не интереснее ли думать своей головой?

– Лучше всего думать своей головой. У нас очень сдержанное отношение к возможностям искусственного интеллекта. Мы видели работы, написанные с помощью таких программ. Высоким научным достижением не назовешь и в РГГУ это не практикуется.

Написание выпускных работ с помощью искусственного интеллекта еще больше усугубляет незнание студентом той или иной проблемы. Нам и так качество образования сегодня в гуманитарной сфере и в высшей школе надо повышать.

– Как в Вашем представлении должна будет выглядеть система образования через 10 лет? Не обязательно именно российская. С какого возраста нужно будет определяться в профессии и за какими специалистами будущее?

– Сложно сказать, что будет через 10 лет. Очевидно, что роль гуманитарного знания возрастет, хотя бы потому что проблематика гуманитарных задач в мире усугубляется с каждым годом. И надо готовить специалистов, которые могли бы разбираться в этих вопросах. Практика гуманитарного образования тоже будет очень востребованным делом. Сегодня системное гуманитарное образование в школе и вузах дает наиболее высокий результат.

– А за какими специальностями будущее?

– Биотехнологии, информационные технологии. Еще психология, комплекс педагогических наук, филология, история. Фундаментальная историческая подготовка должна быть неотъемлемой частью любого образования в России.

Фото: скриншот интервью TV BRICS