В Госдуме приняли в первом чтении законопроект о запрете рекламы у иноагентов

Законопроект о запрете размещать рекламу на ресурсах иноагентов прошел в Госдуме первое чтение. Документ запрещает рекламировать ресурсы иноагентов, в том числе для СМИ. А нарушение будет наказываться штрафом до 50 тысяч рублей для физлиц и до полумиллиона для юрлиц. При двукратном нарушении за один год может грозить уголовная ответственность и лишение свободы до двух лет. Как закон повлияет на работу иноагентов и тех, кто с ними связан?

В Госдуме приняли в первом чтении законопроект о запрете рекламы у иноагентов
© BFM.RU

По мнению юристов, рекламу нельзя будет размещать у всех, кто находится в реестре Минюста. На российском медиарынке работают организации, которых иноагентами не признали, а их учредителей — да. Размещать рекламу у них по закону можно, ведь статус иноагента закреплен за конкретным физлицом, он не распространяется на всю компанию. И тем не менее часто в материалах таких медиа появляется плашка, что их работа связана с иноагентом. Почему? Говорит управляющий партнер юридической фирмы «Интеллект» Евгений Шестаков:

Евгений Шестаков управляющий партнер юридической фирмы «Интеллект» «Любой даже намек либо сомнение в том, что эти деньги идут на финансирование вот этой иноагентской деятельности, оно токсично прежде всего для тех, кто использует эту информацию. От СМИ, которое якобы контролируется или реально контролируется иноагентом, либо от него самого. Поэтому интеллигентные и культурные иноагенты все маркируют, все, что с ними связано, чтобы кто-то не пострадал, кто будет использовать эту информацию. Это такой кодекс этики, как я понимаю. Я считаю, что необходимо лучше перестраховаться, потому что ответственность несет не только рекламодатель, но и рекламораспространитель. Санкции очень серьезные, для СМИ особенно. Штрафы очень большие, даже не в штрафах дело, а именно в двойном нарушении, которое может повлечь лишение СМИ лицензии».

Рекламу у иноагентов заказывают онлайн-курсы, магазины, службы психологической помощи, медцентры и даже участники «Сколково». Новый закон ударит по всем из них, кто хоть как-то связан с Россией, полагает адвокат Александр Глушенков. А других вариантов просто нет, потому что рекламодатели ориентированы на российский рынок. Даже Aviasales, крупный блогерский рекламодатель родом из Гонконга, не так давно «приземлился» в России по требованию Роскомнадзора.

Александр Глушенков адвокат «Если мы берем какой-то канал, условно говоря, YouTube-канал или телеграм-канал, какое-то информационное средство, которое вещает из-за рубежа и, соответственно, является иноагентом по российскому законодательству, каким-то образом повлиять на то, кто и как будет давать там рекламу в иностранном источнике, невозможно. Если это будет иностранная компания, до которой дотянуться невозможно, никаких последствий не будет. С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что у этих ресурсов основная аудитория — россияне. Это те рекламодатели, которые заинтересованы в российском рынке. Поэтому, скорее всего, они на это будут обращать внимание, даже если это иностранные компании, но они либо поставляют продукцию в Россию, либо каким-то образом работают с Россией».

С упоминанием иноагентов в СМИ все не так однозначно, потому что при определенном угле это можно принять за рекламу. В Госдуме пояснили, что цитировать иноагентов можно, только если в этом нет цели прорекламировать их ресурсы и увеличить их аудиторию. Поэтому, по мнению юристов, упоминать лучше только самого иноагента, а не платформу, связанную с ним. Однако, как и во многих подобных случаях, покажет практика.

Вопросы к закону задал и кандидат в президенты от «Новых людей» Владислав Даванков. В своем телеграм-канале он указал на то, что есть организации, которые, будучи иноагентами, платят налоги и трудоустраивают персонал. Закон может подвести их на грань закрытия. Есть и еще более спорные моменты. Что если компанию решили подставить конкуренты? И заказали ее рекламу у иноагента специально. Каким образом можно будет доказать свою правду, неясно. Даванков заявил, что будет готовить поправки ко второму чтению. Согласно системе Госдумы, сделать это можно до 21 февраля.