Что известно о падении Челябинского метеорита в 2013 году

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 лет назад, 15 февраля 2013 года, над территорией Челябинской области в атмосфере на высоте 15-25 км взорвался крупный метеорит - самое большое из небесных тел, которые падали на Землю со времен Тунгусского метеорита (в 1908 году).

Что известно о падении Челябинского метеорита в 2013 году

ТАСС подготовил материал об этом событии.

Как произошло ЧП

Метеорит диаметром от 17 до 20 м, массой до 13 тыс. тонн и плотностью 3,2 г на 1 куб. см вошел в атмосферу Земли около 09:10 по челябинскому времени (07:10 мск), двигаясь со скоростью 18,6 км/с по пологой траектории под углом примерно 15 - 17 градусов.

Он взорвался в плотных слоях атмосферы на высоте около 27 км, его многочисленные фрагменты упали на обширной территории Челябинской области. По информации заведующего кафедрой теоретической физики Челябинского госуниверситета (ЧелГУ) Александра Дудорова, мощность серии из трех - четырех взрывов составила 500 килотонн в тротиловом эквиваленте. Большую часть энергии взрывов поглотила атмосфера. Ударная волна распространилась на расстояние около 90 км, затронув, по данным МЧС России, 11 муниципальных образований Челябинской области (Челябинский, Копейский, Южноуральский, Коркинский, Троицкий городские округа и Еманжелинский, Еткульский, Увельский, Красноармейский, Сосновский, Троицкий муниципальные районы). Взрывы и метеоритный дождь наблюдали сотни тысяч жителей пяти регионов РФ - Челябинской, Тюменской, Свердловской, Курганской областей и Республики Башкирия, а также жители севера Казахстана. Полет обломков метеорита зафиксировало множество стационарных видеокамер наблюдения и видеорегистраторов в автомобилях. Наиболее крупные фрагменты космического тела упали в окрестностях озера Чебаркуль в 78 км западнее Челябинска.

Ущерб от инцидента

От взрывной волны и осколков метеорита повреждения получили около 7,3 тыс. зданий - жилые дома, учебные заведения и другие объекты социальной инфраструктуры, промышленные предприятия.

В частности, обрушилась кровля одного из зданий Челябинского цинкового завода на площади 600 кв. м. За медицинской помощью обратились 1 613 человек, из них 324 ребенка. 69 человек (из них 13 несовершеннолетних) были госпитализированы. Погибших не было. Большую часть полученных людьми травм составляли порезы, нанесенные осколками выбитых взрывной волной оконных стекол. Позднее эксперты отмечали, что причиной массовых ранений стали вылетевшие под воздействием взрыва метеорита оконные рамы, смонтированные до 1990-х годов. В домах, где были установлены новые стеклопакеты, разрушения оказались менее значительными.

Сразу после ЧП в области объявили режим чрезвычайной ситуации. Для ликвидации ее последствий МЧС России привлекло группировку сил общей численностью более 20 тыс. человек (включая добровольцев); в восстановительных работах ежедневно участвовали свыше 12 тыс. человек. Основным направлением работ стал ремонт окон и сохранение тепла в зданиях. По оценкам властей, потребовалось заменить 100 тыс. кв. м остекления в Челябинске и 200 тыс. кв. м. - в области. Кроме того, была организована работа психологов по телефонам горячей линии, на которую поступило почти 2 тыс. обращений.

16 февраля 2013 года губернатор Челябинской области Михаил Юревич предварительно оценил нанесенный региону материальный ущерб более чем в 1 млрд рублей, в дальнейшем эта цифра не уточнялась. В СМИ сообщалось, что федеральный центр выделил Челябинской области помощь в размере 500 млн рублей. Согласно финансовому отчету Челябинского цинкового завода, на ликвидацию последствий падения метеорита в 2013 году предприятие потратило 51 млн рублей.

Найденные обломки

Наиболее крупный фрагмент метеорита весом 654 кг в октябре 2013 года удалось поднять из озера Чебаркуль. При взвешивании он раскололся на несколько частей. Самая крупная из них весит 503 кг, в настоящее время она экспонируется в Государственном историческом музее Южного Урала в Челябинске.

Также было собрано более 100 кг мелких осколков, причем 95% из них оказалось в частных руках (часть была продана на интернет-аукционах российским и зарубежным коллекционерам).

Минеральный состав обломков исследовали в Институте геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН (Новосибирск). Радиоактивных элементов обнаружено не было. Анализ показал, что объект относится к распространенному типу каменных метеоритов - обыкновенных хондритов класса LL5. Возраст космического тела оценили в 4,45 млрд лет. Установлено, что около 290 млн лет назад астероид столкнулся с другим космическим телом, о чем свидетельствуют обнаруженные в его толще следы плавления веществ, возникающего при мощном ударе. К земле он прилетел из пояса астероидов между Марсом и Юпитером.

В 2016 году доцент кафедры теоретической физики Челябинского госуниверситета, кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра рассказал ТАСС, что в результате падения метеорита вокруг Земли образовался стратосферный пылевой пояс, который просуществовал три месяца. Это пылевое кольцо не оказало пагубного влияния на экологию планеты.

15 февраля 2014 года, в первую годовщину падения суперболида, 10 российских спортсменов, завоевавших золото на зимней Олимпиаде в Сочи, получили от правительства Челябинской области в дар медали с фрагментами метеорита. В 2015 и 2016 годах небольшие фрагменты метеорита были вручены президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову.

15 февраля 2016 года в издательстве ЧелГУ была опубликована книга "Челябинский суперболид", написанная астрофизиками этого университета совместно со специалистами из NASA (США).

По информации доцента кафедры теоретической физики ЧелГУ, суперболид является одним их самых хорошо исследованных. Исследованию метеорита посвящено более 300 научных статей.

В 2020 году ученые Объединенного института ядерных исследований (город Дубна, Московская область) обнаружили в составе челябинского метеорита сплав железо-никеля - минерал камасит.

В 2022 году в Челябинской области анонсировали создание экотропы "По следам метеорита". Ее длина составит 3 км. Туристы смогут совершить прогулку к месту падения крупного обломка в озеро Чебаркуль.