Войти в почту

Эксперты: Сбои в работе Рунета могут повториться

Эксперты: Сбои в работе Рунета могут повториться

Эксперты: Сбои в работе Рунета могут повториться
© Пульс Live

Пострадавшие от массовых отключений интернет-сайтов вправе рассчитывать на компенсации.

В России вечером 30 января произошел крупный сбой в работе доменов .RU из-за технической ошибки. Специалисты быстро выявили проблему и устранили ее. В будущем подобные случаи могут повториться, предупредили они. Однако существуют способы повысить устойчивость Рунета. Пострадавшие от сбоя пользователи могут обратиться за компенсацией к компаниям, предоставляющим услуги в Сети.

Массово и повсеместно

Вечером 30 января пользователи Рунета столкнулись с проблемами доступа к некоторым сайтам в зоне .RU и российским мобильным приложениям. Около семи вечера по московскому времени пользователи заметили, что часть ресурсов перестала открываться. Сбой не был глобальным и не затронул всех операторов связи, но многие пользователи обратили на него внимание.

Минцифры сообщило, что причиной проблемы стала техническая неполадка в глобальной инфраструктуре DNSSEC. DNSSEC - это набор расширений протокола DNS, который обеспечивает целостность и достоверность данных. Он защищает пользователей от подмены IP-адресов и кибератак.

Вскоре после обнаружения проблемы, доступ к сайтам был восстановлен. Полное восстановление работоспособности Сети произошло через час после этого.

Такое иногда случается

Сбой в работе доменов .RU был вызван технической ошибкой, сообщил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Он объяснил, что подобные инциденты время от времени происходят в разных сегментах глобальной сети. Специалисты технического центра интернета быстро обнаружили причину ошибки и исправили ее, но из-за особенностей работы технологии DNS понадобилось время, чтобы новые настройки дошли до всех провайдеров.

Первыми, кто заметил восстановление работоспособности, стали абоненты Национальной системы доменных имен (НСДИ), добавил Горелкин. Он подчеркнул, что НСДИ является одним из важных элементов, предусмотренных законом о «суверенном Рунете», и предназначен для решения проблем, связанных с DNS-серверами. Горелкин призвал компании, которые еще не подключились к системе, сделать это.

Возможность массовых сбоев в работе Рунета подтвердили и в Совете по цифровой экономике при Совете Федерации. Заместитель председателя совета, сенатор Артем Шейкин, указал, что такие ситуации могут повторяться из-за человеческого фактора или сбоев в программном обеспечении.

Член того же думского комитета Антон Немкин предположил, что проблемы с DNSSEC могли возникнуть из-за внешнего воздействия или внесения внутренних изменений. Он также отметил, что в России регулярно проводятся учения по обеспечению устойчивости Рунета, которые регламентирует специальный закон.

«За последние четыре года Роскомнадзор провел шесть учений, их результаты стали основой для разработки новых инструментов безопасности наших сетей связи и систем. Эта работа должна продолжаться», — заверил наше издание Немкин.

Кто возместит миллионы

Проблемы были зафиксированы в работе сайтов «Яндекса», МТС, «Мегафона», «Билайна», Ozon, «Авито», Wildberries и других крупнейших отечественных ресурсов.

Каждый час простоя для таких гигантов и Рунета в целом обходится в сотни миллионов рублей, сообщил телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Это непроданные товары и услуги, отмененные и задержанные доставки, некорректная работа такси и т.д.

В теории компании могут подавать в суд на государство, но в этом случае придется доказывать, что инцидент произошел по вине чиновника. В Минцифре уже сообщили, что проблема была глобальной, отметил Муртазин. По его мнению, «неправильный» сертификат запустил конкретный человек, даже не из злого умысла, а из-за отсутствия четкого регламента.

«Государство вкладывает миллиарды рублей в устойчивость Рунета, а проблемы продолжаются, следовательно, нужно менять регламенты», — заключил эксперт.

За компенсацией — к поставщику услуг или в суд

Если из-за проблем с работой Сети пострадали конкретные люди, например, они не смогли сделать заказ, но деньги у них списали, то им следует обращаться за компенсацией к поставщику услуг, то есть в конкретную компанию. Сбой был масштабный, его официально подтвердили уполномоченные ведомства, поэтому компании вряд ли будут сопротивляться, если вообще не компенсируют все по умолчанию, уверен Антон Немкин.

В крайнем случае можно обратиться в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде при Роскомнадзоре. Его специалисты оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, столкнувшимся с проблемами в цифровом пространстве, добавил депутат.

Чтобы оценить возможность получения компенсации из-за потерянных денег, стоит внимательно изучить договор с поставщиком услуг, посоветовал Артем Шейкин. Взыскание убытков — это универсальный способ защиты нарушенного права, напомнил он, но придется доказывать и сам факт убытков, и их размер. Обращаться с претензией можно как в компанию, так и в суд.

Со ссылкой на экспертов банковского рынка, Шейкин сообщил, что сложности, возникшие в работе приложений, не привели к денежным рискам. Хотя клиенты на какое-то время лишились возможности пользоваться мобильными приложениями для осуществления переводов и оплаты по QR-кодам через СБП.

Фото из открытых интернет-источников

Сергей Михневич