Войти в почту

«Последний день Помпеи» Брюллова отреставрируют впервые за 200 лет

В Русском музее реставрируют картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она стала частью коллекции в конце XIX века, но на комплексную реставрацию холст и раму передали впервые, передает корреспондент «МИР 24» Ирина Мокрецова.

Под ультрафиолетовыми лучами миллиметр за миллиметром исследуют покрытие холста площадью 4,5 на 6,5 метра. Важно понять, сколько слоев лака на полотне.

«За время бытования картина неоднократно покрывается лаком. Это самый простой способ, чтобы улучшить оптические характеристики произведения, потому что краски со времени тускнеют, мутнеют, уменьшается тональная градация картины. Самое простое – это покрыть лаком. Естественно, краски приобретают свою звучность, появляется тональная градация», – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.

Со временем слой лака становится толще и желтеет, а значит, страдают авторские оттенки. Поэтому лишнее нужно убрать.

«Например, фрагмент пробной расчистки показывает, что здесь художником применены три разные краски: неаполитанская желтая, белила с сажей и какие-то охры на платье. Хотя рядом под желтым фильтром мы видим, что все эти цвета очень сильно сближены», – рассказала ведущий художник реставратор станковой масляной живописи Государственного Русского музея Ольга Кленова.

Раму картины разобрали. Каждую часть, реставраторы называют их листели, исследуют отдельно. «На раме присутствует очаговые отслоения мастичного декора, которые приводят к тому, что фрагменты не только подвижны, но и теряют связь с основой. Такие участки будем укреплять, фрагменты будем вклеивать по месту. Утраченные элементы будем восполнять», – рассказала заведующая отделом реставрации золоченой резьбы Государственного Русского музея Ирина Веснина.

Очистить, обновить, укрепить, законсервировать. Пока в музее оценивают только предстоящие работы. Но уже понятно: придется бороться не только со следами времени, но и с результатами вмешательства мастеров прошлого столетия.

Комплексную реставрацию рамы не проводили ни разу за 200 лет. Были только срочные, аварийные работы. Особенно хорошо это видно на нижнем листеле. Посетители под картину не заглядывали, поэтому мастера могли себе позволить сделать грунт неоднородной формы, а в некоторых местах даже не покрыть его краской. Сегодняшним реставраторам нужно будет это исправить и сделать все части рамы одинаковыми.

Над холстом Брюллова будут трудиться пять мастеров, над рамой – восемь. Закончить реставрацию планируют в ноябре 2024-го к юбилею художника.

В конце года картина «Последний день Помпеи» станет главным экспонатом на выставке в Михайловском замке. Экспозицию посвятят знаменательной дате – 225 лет со дня рождения художника.