Нижегородские учёные рассказали о последних разработках
Уникальный элемент для космического скафандра, электромобиль-беспилотник, костнозамещающий материал и многое другое – в минувшем году нижегородские учёные совершили прорыв в самых разных сферах. Большинство исследований проводились в рамках федеральной программы «Приоритет 2030» нацпроекта «Наука и университеты». Не имеет аналогов Учёные Нижегородского технического университета имени Алексеева разработали элемент для системы жизнеобеспечения космического скафандра. Созданный ими уникальный узел сбора влаги космического скафандра «Орлан-МКС» позволяет увеличить время выхода в открытый космос. Разработка уникальна и не имеет аналогов в мире. «Задача нашей разработки заключается в отделении из атмосферы скафандра водяного пара, который выдыхает космонавт в процессе работы в открытом космосе, – рассказала нам старший преподаватель кафедры «Материаловедение, технологии материалов и термическая обработка металлов» института физико-химических технологий и материаловедения НГТУ им. Алексеева Сульгун Беляева. – Представленный нами элемент имеет улучшенные характеристики: если раньше его работа составляла 8 часов, то сейчас это время ограничено лишь физическими возможностями космонавта». Ещё одна разработка политеховцев – беспилотный электромобиль для перевозки грузов, созданный совместно с инженерами Горьковского автозавода. Он абсолютно экологичен, бесшумен и имеет запас хода не менее 120 – 170 км. Работа над проектами велась при активной поддержке Нижегородского НОЦ в рамках федерального проекта «Приоритет 2030», который реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты». 55 патентов и охранных свидетельств на инновационные разработки получили учёные ННГУ в 2023 году. Прорасти костьми В Приволжском медицинском университете разработан инновационный костнозамещающий материал. Он устанавливается вместо утраченного участка кости при переломах и опухолях. Как и природная кость, материал обладает неупорядоченными порами разного размера. Извлекать его не нужно: сквозь него прорастает собственная кость пациента. Материал изготавливается в лаборатории под нужный размер. Кроме того, он снабжается антибиотиками, что позволяет значительно снизить риск инфекционных осложнений. Нижегородские учёные-медики создали также программное обеспечение для проведения скрининга риска развития школьной дезадаптации у младших школьников. Диагностический скрининг получили уже 4200 детей на территории Нижегородской области, 220 детей получили коррекционную помощь. Жить дольше Учёные Нижегородского университета имени Лобачевского научились по генам определять предрасположенность пожилых людей к различным видам физической активности, ориентируясь на исходный вегетативный тонус человека. Главная цель – увеличение продолжительности и качества жизни людей старшего возраста. В исследовании приняли участие 200 человек старше 60 лет, для которых в течение трёх месяцев проводили специальные психофизические тренировки, разработанные в рамках проекта. Как рассказала заведующая кафедрой спортивной медицины и психологии факультета физической культуры и спорта ННГУ Светлана Соколовская, упражнения каждому из них подбирали индивидуально в соответствии с психологией и физическими качествами. Участники исследования отметили улучшение самочувствия и повышение жизненного тонуса. В планах учёных – создать аппаратно-программный комплекс для определения исходного вегетативного тонуса у пожилых людей. С его помощью можно будет разрабатывать индивидуальную программу двигательного режима, например, в поликлиниках или больницах. Наставник по развитию В Мининском педагогическом университете разработан проект «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления», задача которого – воспитать наставников нового типа. Научным руководителем проекта является доктор педагогических наук, профессор, автор уникальной научной школы в области образования взрослых и дополнительного профессионального образования Галина Игнатьева. Линейный руководитель – доцент кафедры андрагогики и управления развитием Мининского университета Оксана Тулупова. «Наставничество – это очень важная деятельность, которая связана не просто с передачей опыта, а с развитием у человека умения ставить цели, управлять своей деятельностью, оценивать и развивать её, – говорит Оксана Тулупова.– Мы рассматриваем педагога не просто как урокодателя, а как человека, который ставит во главу угла развитие субъектных качеств. Необходимо формирование новых специалистов по обучению, воспитанию и развитию тех кадров, которые должны строить нашу экономику, развивать наше общество в соответствии с характеристиками шестого технологического уклада, связанного с цифровой трансформацией общества. Мы вывели представление о профессиональной позиции педагога как наставника по развитию. Отсюда родилась необходимость разработки новой технологии профессиональной педагогической деятельности, которую мы назвали педагогическая инженерия». По словам руководителя проекта, будущим кадрам будут необходимы так называемые гибкие навыки: умение коммуницировать, креативность, экологическое мышление, способность к переобучению. И это требует подготовки принципиально других кадров, которые будут строить новую научно-технологическую реальность в условиях нового нелинейного мира. Проект реализуется в рамках государственного задания на фундаментальное научное исследование. Его основой послужила федеральная инновационная площадка Министерства высшего образования и науки Российской Федерации, которая называется «Сетевой проект подготовки наставников по развитию». Трансфер научных разработок университета в массовую практику проводится через научно-методологический центр сопровождения педагогических работников, созданный на базе Мининского университета в рамках нацпроекта «Образование». Его руководителем также является Оксана Владимировна Тулупова.