Психологический эффект: почему Instagram* вгоняет в зависимость, как наркотик
«Как считают ученые, главной причиной развития болезненной привычки и катализатором проблем с психикой является механизм «лайков» – возможности оставлять под постами одобрительную реакцию. В частности, исследователи обнаружили, что люди зачастую размещают свои посты таким образом, чтобы увеличить среднее количество получаемых «лайков». И чем больше «лайков» набирают публикации, тем меньше интервал между постами. Кроме того, эксперимент показал, что жаждущие «лайков» люди по своему поведению начинают походить на лабораторных животных, которые в ходе опытов стремятся максимизировать вознаграждение за повторение определенных паттернов. В психологии это явление известно как «подкрепление» – концепция предполагает, что поведением можно управлять через подкрепляющие стимулы, положительные и отрицательные. В том или ином виде «лайки» присутствуют практически в каждой социальной сети. Но пионером был именно Facebook*, который добавил заветную кнопку в 2010 году. Неудивительно, что аналогичная функция присутствует в Instagram* – площадка имеет особенно высокий потенциал для сбора «лайков» за счет упора на визуальную составляющую: фото и видео. Именно эта особенность Instagram* особенно сильно способствует возникновению зависимости и психических проблем. Пользователи платформы стараются выставить себя в максимально выгодном свете – накладывают фильтры, ретушируют недостатки, работают со светом и выкладывают только удачные фотографии. Как результат – чем больше времени люди проводят в Instagram*, тем больше они сравнивают себя с другими в социальном плане. И учитывая вышеперечисленное, сравнение часто оказывается не в пользу зрителя, что приводит к появлению тревожности, депрессии, зависти и ощущения, что «жизнь проходит мимо». «Наркотическому» эффекту Instagram* особенно подвержены молодые пользователи. И таких на площадке крайне много. По данным на январь 2023 года, абсолютное большинство аудитории площадки (61,1 %) – люди в возрасте от 18 до 34 лет. А доля пользователей в возрасте от 18 до 24 лет составляет почти треть (30,8 %). У некоторых пользователей Instagram* вызывает наркотический эффект вовсе не в фигуральном смысле. Желание заходить в приложение и «лайкать» чужие фото, читать комментарии и сравнивать себя с другими людьми может быть настолько же сильным, как алкогольная зависимость. Об этом на страницах The New York Times рассказала Лора Маккоуэн – по ее словам, Instagram* так сильно затягивал ее, что это всерьез мешало проводить время с дочерью, фокусироваться на работе и обустраивать личную жизнь. Женщина проводила в соцсети по 6 часов в день. Стоит отметить, что Meta* прекрасно осведомлена об эффектах, которые Instagram* оказывает на молодежь. Так, в Сети присутствует презентация по внутреннему исследованию компании, где говорится, что платформа негативно влияет на самооценку подростков. Действий со стороны Meta* по предотвращению этой тенденции не последовало. Способы, которыми Meta* вовлекает пользователей в потребление контента на своих платформах, вызывают отторжение даже у ее сотрудников – после ухода из компании в 2021 году Фрэнсис Хауген дала показания перед Конгрессом о том, что «Facebook* стал компанией стоимостью в 1 триллион долларов, оплачивая свою прибыль нашей безопасностью, включая безопасность наших детей». Фото: unsplash.com *Материнская компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ