В Институте СО РАН выяснили смысл костяных пронизок из Денисовой пещеры

В центральном зале Денисовой пещеры - одного из самых знаменитых палеолитических памятников, расположенных в Сибири, - ученые на протяжении десятилетий находили костяные пронизки. Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН разобрались в их назначении.

В Институте СО РАН выяснили смысл костяных пронизок из Денисовой пещеры

Денисова пещера расположена в Солонешенском районе Алтайского края. Она знаменита на весь мир благодаря тому, что в ней впервые нашли останки древнего вида людей - человека денисовского. Вместе с другими находками (например, недавно "РГ" писала о диадеме из Денисовой пещеры), в пещере регулярно попадались костяные пронизки.

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник института Михаил Шуньков в статье, опубликованной в научном журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", объяснил смысл пронизок. Это небольшие изделия из трубчатых костей птиц использовались для украшения одежды и изготовления браслетов и ожерелий. Они нанизывались на нитку или ремешок. Большое количество пронизок находили в центральном зале пещеры. Их возраст около 40 тысяч лет. Пронизки-бусины сохранились хорошо. На них видны следы износа, вызванные контактом с одеждой, кожей и креплениями.

"Наибольшее сходство алтайские бусины-пронизки имеют с ориньякскими изделиями из близких по возрасту, но территориально значительно удаленных комплексов Западной, Центральной и Восточной Европы", - отмечает Михаил Шуньков.

Всего в коллекции археологов 70 украшений, найденных в Денисовой пещере. Останки денисовского человека обнаружили еще в 1980-х. Извлечь ДНК из сохранившейся кости и расшифровать удалось относительно недавно. Только после этого стало понятно, что она принадлежала особому виду людей. В пещере также находили кости неандертальцев и давно вымерших животных - шерстистого носорога, первобытного бизона и так далее.