Как марафоны программистов Tender Hack помогают развивать столичный Портал поставщиков

Завершилась серия хакатонов Tender Hack 2023, которые объединяют ИТ- и Big Data-специалистов со всей страны для развития функциональных возможностей столичного Портала поставщиков - значимого ресурса для предпринимателей и заказчиков из разных регионов России. Средний возраст участников соревнований - от 20 до 25 лет. За год прошло пять турниров. Рассказываем о том, как проходили хакатоны, кто принял в них участие и какие идеи уже реализованы на платформе.

Как марафоны программистов Tender Hack помогают развивать столичный Портал поставщиков
© Российская Газета

Все турниры серии Tender Hack проводятся бесплатно. Пробовать свои силы в них могут как студенты вузов, так и опытные профессионалы. Для этого они объединяются в команды по три - пять человек и предварительно подают заявки и проходят регистрацию по электронной форме на сайте проекта. Те, у кого не получилось набрать необходимое количество участников, могут написать в чат хакатона, где им помогут найти единомышленников и собрать команду.

В начале трехдневных соревнований команды получают задание разработать определенный функционал для Портала поставщиков или предложить идеи по расширению возможностей уже работающих сервисов. После этого они погружаются в бизнес-процессы участия в закупках и заключения контрактов на платформе, изучают все условия поставленной задачи и приступают к созданию проектов. При этом не обязательно быть знатоком системы закупок: на протяжении всех соревнований проводятся тематические мастер-классы, а участников консультируют эксперты Портала поставщиков, столичных департаментов по конкурентной политике и информационных технологий, а также электронной торговой площадки "Росэлторг".

На защите проектов команды представляют свои разработки в формате презентации или математической модели, а также демонстрируют их работоспособность на онлайн-платформе. Наиболее перспективный проект получает главный приз, который в этом году составляет 500 тысяч рублей. Команды, занявшие второе и третье места, награждаются памятными дипломами и призами.

"Формат хакатона позволяет разработчикам проверить свои силы в выполнении конкретной задачи, а городу - получить прототипы решений, которые в дальнейшем могут быть использованы на Портале поставщиков. В этом году турниры Tender Hack прошли в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде и Перми. В них приняли участие более 500 ИТ-специалистов в составе 123 команд из 17 городов России. Они работали над созданием сервиса персональной статистики для пользователей, систем рейтингования поставщиков и автоматической обработки ошибок при работе на ресурсе, разработкой чата для согласования закупочной документации и расширением возможностей чат-бота", - рассказал руководитель Департамента по конкурентной политике города Москвы Кирилл Пуртов.

Лучшие проекты, представленные на хакатонах, могут применяться для развития функционала на Портале поставщиков. Так, например, был разработан прототип бота автоматических ставок для котировочных сессий. Это мини-аукционы, которые длятся от трех часов до суток. В это время поставщики конкурируют друг с другом, постепенно снижая начальную цену контракта. Благодаря таким оперативным сделкам предприниматели могут быстро заключать договоры и получать прибыль, а заказчики - приобретать необходимую продукцию по выгодной цене. Бот автоставок нужен был, чтобы упростить предпринимателям участие в нескольких котировочных сессиях одновременно и помочь им экономить время.

Прототип сервиса разработали на хакатоне в апреле 2022 года. Свои идеи предложили 24 команды. Им нужно было проанализировать процессы, связанные с участием в мини-аукционах, изучить уже существующий функционал, сформировать предложения по его усовершенствованию, разработать и представить проект. Победителем стала команда Tag All из Санкт-Петербурга. Ее участники разработали управляемый бот, который делает ставки в котировочных сессиях, при этом сохраняя возможность другим участникам делать ставки вручную. Идею приняли за основу сервиса, который был внедрен на ресурсе осенью того же года. За первый год работы с использованием торгового бота было заключено 56,2 тысячи контрактов на 6,1 миллиарда рублей. Снижение начальной цены в этих закупках позволило сэкономить 3,3 миллиарда рублей бюджетных средств.

"Преимуществом хакатонов является возможность апробации нескольких гипотез в сжатые сроки. Зачастую команды находят нестандартные подходы к решению поставленных задач, проводят предварительные тестирования вариантов. Это позволяет минимизировать в будущем число итераций и сосредоточиться на наиболее перспективных при реализации нового или оптимизации существующего функционала для портала поставщиков. Такая практика полезна как для участников соревнований, которые могут оценить свои силы при решении реальных бизнес-кейсов, так и для города - лучшие идеи в дальнейшем используются при оптимизации существующих и реализации новых функциональных возможностей портала поставщиков", - отметил заместитель руководителя Департамента информационных технологий Роман Урнышев.

Первый хакатон 2023 года провели в апреле в северной столице. В турнире приняли участие 116 аналитиков и разработчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска, объединенные в 27 команд. Им предложили создать сервис персональной статистики организации предпринимателя - систему по сбору и обработке обезличенных данных, основанный на активности пользователей на Портале поставщиков. Такой инструмент нужен, чтобы участники закупок могли оценивать эффективность своей работы на ресурсе.

Участникам хакатона необходимо было проанализировать и сравнить ключевые показатели и разработать систему, которая включала бы блоки статистических данных, ключевых метрик и измерений, была информативной и удобной в использовании.

Победителем турнира стала команда Strotcka из Москвы, предложившая, по мнению жюри, лучшее решение. Второе и третье места заняли команды OffConcern и Nav из Санкт-Петербурга.

"Мы участвуем в третьем хакатоне, начиная с 2022 года. Приезжаем, потому что такие соревнования дают возможность решать интересные задачи, которые не найдешь в интернете. Тебя ставят в условия, максимально близкие к реальным, и ты должен решить бизнес-задачу в кратчайшие сроки. Мы все получили очень сильные эмоции", - рассказал капитан команды-победителя Павел Петрушенков.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Второй турнир прошел в сентябре в Новосибирске. За главный приз боролись 25 команд из Новосибирска, Томска, Барнаула, Санкт-Петербурга, Кызыла и Мирного. Всего в турнире участвовали 95 человек. Они работали над расширением возможностей чат-бота Портала поставщиков при помощи искусственного интеллекта. Разработчики предложили идеи, которые в дальнейшем могут стать основой доработок для повышения функциональности сервиса, необходимого пользователям в качестве инструмента-помощника при работе на платформе.

Победу в конкурсе и денежный приз получила команда из Новосибирска Talkiiing. Второе место заняла команда Magnum Opus из Cанкта-Петербурга, третье - Make money developers из Новосибирска.

"Сам хакатон, и в особенности задача, были очень интересными. Нам на практике дали возможность совместить в работе данные для создания чего-то нового в сфере автоматизации поддержки клиентов и задействовать методы классического машинного обучения, НЛП, а также большие языковые модели", - поделился капитан победившей команды Виталий Шаталов.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Площадкой для третьего хакатона серии стала Казань. Соревнования там прошли в октябре. Его участники разрабатывали прототип системы автоматической обработки ошибок на Портале поставщиков.

Представленные модели должны были позволять автоматически отслеживать и регистрировать ошибки пользователей при работе на платформе, с возможностью их оповещения. На призовой фонд претендовали 118 разработчиков, объединенные в 31 команду из Казани, Самары, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Иннополиса, Екатеринбурга, Тольятти, Салавата, Нижнего Новгорода и Москвы.

В ходе турнира командам предстояло проанализировать скриншоты и видеозаписи ошибок, сегментировать по категориям, разработать сценарии взаимодействия с пользователем при возникновении ошибки в зависимости от ее типа с отдельной проработкой случаев, когда требуется помощь оператора. Кроме того, нужно было разработать формат и дизайн сообщения об ошибке, которое будет показываться пользователю, а также интерфейсы системы учета и обработки ошибок для оператора Портала и дашборд для системы мониторинга.

Приз за первое место в хакатоне достался команде Inn.Team из Иннополиса. На втором месте оказалась команда Gesti.tech из Екатеринбурга, на третьем - ML, MISIS из Казани.

"Наша команда - это студенты второго и третьего курсов Университета Иннополис. В 2021 году мы уже принимали участие в серии хакатонов Tender Hack, но тогда не смогли занять высоких мест. Сейчас мы сделали сервис для отслеживания ошибок, а заодно придумали новый дизайн и визуализацию для Портала поставщиков", - рассказал капитан команды Inn.Team Егор Блинов.

Участники четвертого соревнования Tender Hack, которое провели в ноябре в Нижнем Новгороде, работали над созданием методологии и прототипа системы рейтингования поставщиков для госзакупок, которая учитывает множество факторов и позволяет заказчикам выбирать наиболее достойных кандидатов на основе прозрачных и объективных критериев. В состязании приняли участие 83 человека, объединенные на 18 команд. Им предстояло погрузиться в процесс участия в котировочных сессиях и проанализировать поведение поставщиков на Портале, чтобы сделать выводы о возможных значимых критериях оценки, а затем разработать логически обоснованную методологию и создать систему рейтингования.

Предложенный продукт должен был обладать информативным интерфейсом для анализа ранжирования, а также функционалом, который позволял бы предложить поставщикам возможные действия для повышения собственного рейтинга. На предзащиту своих проектов вышло девять команд. Победителем стала команда AsenTech из Нижнего Новгорода. Второе место заняла команда Ponaehavshie из Санкт-Петербурга, третье - UndyingLegion из Москвы.

"Это было интересное задание. Нам пришлось не только проработать техническую часть, но и сделать большие акценты на методологию расчета, а также погрузиться в бизнес-процессы. Мы отлично провели время и отработали командные навыки взаимодействия", - рассказал капитан победившей команды Михаил Забегалов.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Завершилась серия хакатонов 2023 года в декабре турниром в Перми. Перед его участниками поставили задачу разработать чат, который позволил бы предпринимателям и заказчикам уточнять детали будущего контракта при проведении закупок на Портале поставщиков. В турнире приняли участие 88 разработчиков в составе 22 команд из Перми, Екатеринбурга, Чебоксар и Москвы. Конечный продукт должен был отвечать ряду требований. Например, сообщения в чате должны быть реализованы в виде форм для внесения корректировок в контракт с возможностью оставлять комментарии. При отправке сообщения второй участник чата должен иметь возможность согласиться с изменениями, отказаться от них или внести корректировки и отправить форму обратно для согласования с первым участником. Кроме того, сервис должен поддерживать систему уведомлений о новом сообщении через электронную почту и другие каналы связи.

По итогам соревнований победителем стала команда "Удача 666" из Екатеринбурга. Второе место заняла команда Pspu_team_4.0 из Перми, третье - FadBricks из Чебоксар.

"Нам кажется, что мы сделали интересное решение. В нашем сервисе есть возможности загрузки документов при помощи форм, внесения изменений, присутствует функционал визуального сравнения двух версий и выгрузка итогового документа", - рассказал капитан победившей команды Дмитрий Грязнов.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Портал поставщиков продолжит серию хакатонов в 2024 году. Запланировано проведение пяти хакатонов по всей стране. Следить за анонсами и подавать заявки на участие в турнирах можно на официальном сайте Tender Hack. Участие во всех хакатонах серии бесплатное.