Искусственный ассистент. Созданный школьником из ЮЗАО робот облегчит работу ученых

Десятиклассник школы №1265 Владимир Дорофеев стал победителем чемпионата «Технолидеры Москвы», представив на конкурс модель робота для работы с чашками Петри в лабораторных условиях. Мы встретились с юным изобретателем и попросили его рассказать о своем проекте.

Искусственный ассистент. Созданный школьником из ЮЗАО робот облегчит работу ученых
© Вестник района Гагаринский

МИНИМАЛЬНЫЕ РИСКИ

Главная особенность чемпионата «Технолидеры Москвы» – этот конкурс помогает молодым изобретателям получить поддержку ведущих промышленных и высокотехнологичных компаний. Впоследствии участники конкурса на столичных предприятиях могут доработать свой проект, коммерциализировать его и даже начать собственное дело. Так что у изобретения школьника Владимира Дорофеева большие перспективы.

«Наш робот – это устройство для работы с чашками Петри, который способен их сортировать и перемещать в нужное место, – рассказывает Владимир. – Когда ученые работают с бактериями в лабораториях, есть довольно большой риск, что в открытую чашку Петри попадут посторонние вещества. Это может негативно сказаться на исследованиях. Сейчас лаборанты вручную переносят и сортируют чашки Петри. Наш робот делает это за них в условиях высокой стерильности. При этом лаборанты взаимодействуют с открытыми чашками Петри только в специальном прозрачном боксе и через толстые резиновые перчатки».

Фото: Олег Серебрянский

На создание робота у Владимира Дорофеева и его товарища из Центра технического образования Московского дворца пионеров Михаила Козычева ушел год.

«Отдельная благодарность моим педагогам во дворце пионеров Владимиру и Татьяне Сухоцким. Конечно, без их поддержки и советов у нас бы ничего не получилось», - уверен Владимир.

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Для того, чтобы представить разработку на чемпионате «Технолидеры Москвы», необходимо было описать коммерческую часть проекта.

«Мы составили финансовый план, стратегию продаж и круг возможных клиентов. Например, в нашу целевую аудиторию вошли институты эпидемиологии, научно-исследовательские лаборатории, фармацевтические компании, ветеринарные клиники и учебные заведения, – говорит Владимир. – На конкурсе мы обменялись контактами с представителями некоторых компаний, которые, возможно, помогут дальнейшему продвижению робота. Также мы познакомились с другими школьниками-изобретателями. Такие связи очень важны».

Фото: Олег Серебрянский

По словам юного изобретателя, его робота можно эффективно применять в таких сферах, как биология, вирусология и медицина.

«Например, его могут использовать медики, которые ищут вакцину от нового вируса. Также робот может оказаться полезен на занятиях в предпрофильных медицинских классах, – уверен школьник. – Пока он работает в полуавтономном режиме. То есть, оператор должен задать программу, на основании которой робот будет действовать. Однако в будущем мы планируем сделать так, чтобы он мог выполнять свои задачи полностью автономно».

МАСТЕРСКАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Дома у Владимира есть удобное рабочее место с 3D-принтером и всем необходимым инструментом.

«Но это, конечно, не сравнится с тем оборудованием, которое мы можем использовать во Дворце пионеров. После реставрации, которая прошла в этом году, там установили аппараты для лазерной резки, фрезерные и токарные станки, а также много других агрегатов, которые необходимы для реализации наших идей», – отмечает школьник.

Фото: Олег Серебрянский

Любопытно, что из великих людей Владимиру особенно близок Генри Форд.

«Это человек, которому удалось успешно реализоваться как в техническом, так и в коммерческом плане. После окончания школы и вуза я планирую стать инженером, при этом хотелось бы заниматься программным обеспечением. Родители поддерживают мои увлечения и во всем мне помогают», – рассказал изобретатель.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

По словам Владимира Дорофеева, роботы сегодня активно используются в самых разных сферах.

«Например, по Ленинскому проспекту ездят роботизированные доставщики, а по городу курсируют беспилотные машины такси. Могу сказать, что роботы делают нашу жизнь проще и комфортнее», – отмечает школьник.

Фото: Олег Серебрянский

Руководитель медиацентра школы №1265 Ольга Бойчерова очень высоко отзывается о юном изобретателе.

«Владимир сам разработал и воплотил все техническое оборудование для нашего школьного брейн-ринга. Кроме того, он бессменный диджей на всех школьных дискотеках. Владимир блестяще работает со звукорежиссерскими программами и занимается видеомонтажом. При этом он интеллигентный, воспитанный и культурный молодой человек. Такие мероприятия, как «Технолидеры Москвы», дают современным школьникам возможность заявить о себе и получить признание. Это серьезная мотивация, так как подобные конкурсы многим открывают дорогу в большое будущее», – подчеркнула она.

АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО