Войти в почту

Топ-5 главных технологических провалов 2023 года

2023 год запомнился не только яркими технологическими трендами, такими как быстрое развитие искусственного интеллекта и беспилотных летательных аппаратов, но и не менее впечатляющими, а иногда трагическими, технологическими неудачами.

Топ-5 главных технологических провалов 2023 года
© Российская Газета

OceanGate и батискаф "Титан"

Желание добиться успеха любой ценой стоило жизни конструктору-изобретателю, основателю компании Ocean Gate Стоктону Рашу и еще четырем людям, находившимся на борту глубоководного батискафа "Титан", разрушенного направленным внутрь взрывом (имплозией). Причиной взрыва стало высокое давление воды. То есть, подводный аппарат был, по сути, раздавлен на глубине около 3500 метров.

С 2021 года компания занималась организацией погружений с туристами к месту крушения лайнера "Титаник" на подводном судне "Титан". Центральная часть корпуса "Титана" состояла из цилиндрической карбоновой трубы с толщиной стенки 127 мм и 800 слоев углеродного волокна. К торцам трубы присоединялись две титановые полусферы. В передней полусфере находился иллюминатор, к задней полусфере крепился конический обтекатель с двигателем.

Стоктон Раш был уверен, что сможет превратить глубоководный туризм в успешный бизнес. При этом эксперты неоднократно предупреждали, что конструкция "Титана" не выдержит давления в 400 атмосфер. В ответ на критику в одном из интервью Раш процитировал известное высказывание генерала Макартура: "Вас помнят за правила, которые вы нарушаете". Однако, попытка нарушить правила физики оказалась фатальной. 22 июня, через некоторое время после того, как с глубоководным аппаратом была потеряна связь, система акустического обнаружения ВМС США зарегистрировали звук имплозии, а через четыре дня глубоководный робот обнаружил останки батискафа.

Роботакси Cruise

Если индустрия беспилотных летательных аппаратов бьет все коммерческие рекорды, а китайские заводы по производству двигателей, электроники и других компонентов для производства дронов загружены заказами на многие месяцы вперед, то с беспилотным автотранспортом не все так гладко.

Один из главных активов Илона Маска, Teslа, после нескольких инцидентов отозвала программное обеспечение, позволяющее переводить автомобили в автономный режим. Но самая большая неудача произошла с подразделением General Motors - Cruise, которое стало первой компанией, предложившей беспилотные такси в Сан-Франциско с парком, превышающим 400 автомобилей.

Cruise начала агрессивную рекламную кампанию и опубликовала большое рекламное объявление, в котором утверждалось, что "люди - ужасные водители". Однако, вскоре после начала работы, с электромобилями Chevy Bolts стали регулярно происходить аварии, самой громкой из которых стал наезд на пешехода, после которого автомобиль не остановился, а протащил его около 7 метров.

В октябре 2023 года департамент транспортных средств Калифорнии приостановил работу роботакси, сославшись на "необоснованный риск для общественной безопасности". Это стало фатальным ударом для Cruise, которая с тех пор уволила 25% своего персонала, а также генерального директора и соучредителя, бывшего студента Массачусетского технологического института Кайла Фогта.

"Суперпроводник" LK-99

LK-99 - материал, созданный южнокорейскими учеными который, предположительно, являлся сверхпроводником, сохраняющим свои свойства при комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении. А поскольку помимо нулевого сопротивления сверхпроводники также обладают свойством левитации в магнитном поле - так называемым эффектом Мейснера, то эффектные видео с парящим кусочком LK-99 буквально заполонили интернет.

Создание сверхпроводника - стало бы колоссальным прорывом в науке, однако исследования российских и американских ученых подвергли сомнению сверхпроводящие свойства LK-99, а публикация группы ученых-материаловедов из китайской академии наук, которая прошла научное рецензирование, окончательно забила гвоздь в гроб мифа о сверхпроводимости LK-99.

Apple Watch Series 9 и Watch Ultra 2

Apple полностью остановила продажу своих новых флагманских смарт-часов Apple Watch Series 9 и Apple Watch Ultra 2 в США. Поводом для запрета на реализацию стал патентный спор между Apple и компанией по производству медицинского оборудования Masimo. 26 декабря Apple Watch Series 9 и Apple Watch Ultra 2 стали недоступны в рознице.

В конце октября Комиссия по международной торговле США (ITC) установила, что датчик кислорода в крови смарт-часов Apple нарушает два патента Masimo. Регулятор выпустил приказ, запрещающий продажу этих моделей умных часов. Причем, речь в данном случае идет не о патентном троллинге. Masimo подала в суд на Apple еще в 2020 году. Она утверждает, что Apple использовала разработки Masimo и ее дочерней компании Cercacor Laboratories для создания Apple Watch.

В суде представители Masimo подробно рассказали, как Apple переманила ее топ-менеджеров и более дюжины сотрудников, прежде чем выпустить Apple Watch с возможностями пульсоксиметра, который измеряют процент кислорода, переносимый эритроцитами из легких в организм. По утверждению истца, это было сделано с помощью запатентованной Masimo технологии.

Hyperloop One - самая громкая неудача Илона Маска

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что главным технопровалом 2023 года стало все же закрытие проекта Hyperloop.

Компания намерена распродать свои активы, закрыть офисы и уволить сотрудников, Стартап, планировавший построить подземные высокоскоростные линии для перевозки, прекратил существование. Hyperloop Technologies был основан в 2014 году. Стартапу удалось привлечь около $450 млн от венчурных фондов и в виде иных инвестиций. По задумке основателя проекта Илона Маска, Hyperloop должен был использовать грузопассажирские алюминиевые капсулы, передвигающиеся по вакуумным трубам со скоростью до 1220 км/ч. Подобные сооружения Маск предлагал строить под землей, как в городах, так и между ними.

"Будь на месте Маска, кто-то другой, не обладающий его авторитетом и влиянием, его бы давно осудили бы за мошенничество, как это было с фармкомпанией Theranos и Элизабет Холмс или электрогрузовиками Nikola и Тревором Милтоном", - отмечает Муртазин и продолжает: - Вообще, 2023 год подвел итоги многим проектам с которыми было связано слишком много ожиданий. Ни блокчейн, ни виртуальная реальности ни криптобиржи не стали дисрапторами хайтек-индустрии, а так остались нишевыми технологиями".