50 лет назад запустили первый реактор ЛАЭС: каков его вклад в ядерную медицину?
Ровно 50 лет назад был запущен первый реактор Ленинградской атомной электростанции. Спустя полвека четыре энергоблока производят электричество, которое питает каждую вторую лампочку северо-западного региона России. Мирный атом – еще и лекарство. Что такое ядерная медицина, рассказал корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
На Ленинградской атомной электростанции работает четыре реактора: два нового образца и два старого.
Реактор РБМК – сотрудник станции, сравнивают его с печью. Там горит 1661 стержень, как поленья. Эта конструкция дает реактору старого образца преимущество пред новичками, ведь поленья в печи можно менять, не останавливая весь процесс станции 50 лет. Половину от этого времени она не только дает электричество, но и создает изотопы для медицинских целей.
«На ЛАЭС производится два вида йода, 131 и 125, самарий 153 и молибден 99. Эти изотопы используются для диагностики и лечения онкологических заболеваний», – сказал начальник отдела радиационных технологий ЛАЭС Алексей Кондратьев.
Нужные материалы получают с помощью их облучения – прямо в реакторе. К горящим радиоактивным поленьям опускаются титановые капсулы с веществом, которому нужно придать радиоактивные свойства.
«Сам он стоит из двух контейнеров, внутри еще один контейнер – также герметично заваренный. Назначение двухстеночной конструкции в том, чтобы ни в коем случае не допустить распространения этого вещества в воду реактора», – отметил ведущий инженер по производству изотопов медицинского назначения Константин Григорьев.
В среднем через семь дней уже готовый препарат извлекают из реактора. Кобальт 60 производят по-другому. Его держат в «пекле» пять лет. После отправляют на разделку в защищенную камеру.
«Смонтированы манипуляторы, есть передвижные пульты и масса другого оборудования, которое находится за защитным стеклом 1250 миллиметров. Для справки скажу, что стены толщиной от полутора до трех метров, бетон, сталь, серпантин, дробь, все, что дает возможность проводить операции с высокорадиоактивными материалами», – сообщил главный специалист отдела радиационных технологий ЛАЭС Григорий Юрченко.
Кобальт 60 используют для стерилизации продуктов, ценной древесины и медицинских инструментов, в том числе масок и перчаток. Его гамма-излучение позволяет убить 99% патогенных организмов.
В этом году станция получила лицензию на изготовления изотопа лютеций 177. Он позволяет врачам целенаправленно облучать опухоли. При этом минимизировать воздействие на здоровые клетки организма.