Войти в почту

Количество корпоративных классов на Ямале активно растет

В школе N 5 Нового Уренгоя открылся энергокласс. В него зачислено 50 подростков из 10 и 11 классов. У ребят появилась возможность поближе познакомиться с востребованной специальностью, узнать, как работает большая энергетика, а в перспективе получить гарантированное рабочее место.

Количество корпоративных классов на Ямале активно растет
© Российская Газета

По словам директора школы Константина Прудникова, ученики будут углубленно штудировать физику и математику, а также основы электротехники, электромеханики и другие дисциплины. Практические занятия для них проведут специалисты электросетевой компании.

- Отрасль нуждается в талантливой молодежи. Лучшим ученикам поможем с направлением на целевое обучение в ведущие технические вузы, - поделился планами гендиректор УЭСК Валерий Кудрявенко.

Погружение в профессию подразумевает не только лекции и лабораторные работы, но и посещение действующих объектов энергетики. У подростков глаза загораются, когда теория воплощается в жизнь, они понимают, как вырабатывается электричество, откуда берется напряжение и как происходит перераспределение мощностей. Не менее полезны для ребят профориентационные беседы, где взрослые и опытные специалисты рассказывают, насколько важно выбрать дело по душе и интересам.

Новый энергокласс - далеко не первый на Ямале. В 2021-2022 годах аналогичные классы открыли "Россети Тюмень" и Уренгойская ГРЭС, филиал "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". В этом учебном году ребята уже встретились с замдиректора электростанции по экономике, инженером-экологом, айтишником, ведущим инженером по инновациям и энергоэффективности. Гости рассказали, какие навыки могут пригодиться в их работе, порекомендовали полезные электронные ресурсы. Также школьники побывали на экскурсии на ГРЭС, осмотрели основные производственные участки.

Общественный запрос на предпрофессиональное образование формировался на протяжении последних лет. Сегодня конкурентная борьба за молодежь среди работодателей начинается еще со школьной скамьи. Если 10-11 классы делят на профили (технологический, естественно-научный, химико-биологический и т.п.) по всей стране, как того требует госстандарт, то на Крайнем Севере очень популярны корпоративные классы, которые курирует реальный бизнес.

Всего на Ямале реализуется 89 таких проектов совместно с банкирами, энергетиками, нефтегазодобытчиками, железнодорожниками и т.д. За последние пять лет их количество увеличилось на треть. И 27 классов из 89 курируют компании топливно-энергетического комплекса. Юные жители Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко, Губкинского, Салехарда, а также Пуровского, Надымского и Ямальского районов изучают "Основы нефтегазового дела", выезжают на практику на насосно-компрессорные станции, тренируются на полупрофессиональном оборудовании. Как результат: если в целом по стране число сдающих ЕГЭ по физике снижается, то в автономном округе фиксируют обратный тренд. По опыту, девять из десяти выпускников успешно поступают в технические вузы, а более 180 молодых специалистов, защитив дипломы, уже вернулись на подшефные предприятия.

Запрос на предпрофессиональное образование сформировался, и сегодня конкурентная борьба за молодежь среди компаний начинается со школьной скамьи

Особенность ТЭК-классов в том, что довузовскую профильную подготовку ведут университетские преподаватели. Кроме того, ученики вовлекаются в исследования: участвуют со своими проектами в Арктической научно-практической конференции, отраслевой олимпиаде, образовательном проекте "Наукоград", конкурсах "Ступени" и "Большие вызовы". Так, на "Наукограде" в прошлом учебном году с докладами выступили 23 школьника, все поднятые ими темы были более чем актуальны для отрасли: устойчивая эксплуатация технологического оборудования и повышение его эффективности, использование нейросетей при разработке перспективных месторождений, выработка электроэнергии из ветра в условиях Крайнего Севера и т.п. Наставниками выступали сотрудники предприятий: они помогали подбирать материал, знакомили с производственными процессами, подсказывали, как правильно оформить инженерно-техническое предложение.

- У многих компаний ТЭК большие программы развития, нужны молодые и инициативные специалисты, которые будут этим заниматься, - отметил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. - Для Ямала это особый вызов: требуются тысячи специалистов, которых сам автономный округ не готовит. Поэтому мы свою основную задачу видим в системной работе по ранней профориентации школьников, развитию среднего профессионального образования и созданию привлекательных условий для жизни и работы в регионе, чтобы выпускники вузов хотели приехать сюда.