Четвертого ученого-физика сибирского отделения РАН арестовали по делу о госизмене

Обновлено в 15:14

Четвертого ученого-физика сибирского отделения РАН арестовали по делу о госизмене
© BFM.RU

Советский районный суд Новосибирска арестовал 68-летнего Владислава Галкина — сотрудника Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича СО РАН. Он занимался различными направлениями физики, с 2016 года проводил исследования в области механики сверхзвуковых течений.

В свое время Галкин был соавтором ученых, ранее арестованных за госизмену, — Анатолия Маслова, Александра Шиплюка и Валерия Звегинцева. Последний был задержан в конце апреля, в РАН тогда сообщили, что это могло произойти из-за публикации статьи о газовой динамике в иранском журнале. В начале декабря ему продлили домашний арест. Галкин и Звегинцев написали большое количество работ по гиперзвуковым технологиям, отмечает РБК. В одной из последних совместных работ они описали метод, который используется при создании ракет «Кинжал», «Сармат», «Циркон» и гиперзвукового комплекса «Авангард». Подробнее об аресте физика Галкина говорит редактор новосибирского интернет-портала «Родные берега» Ерлан Байжанов:

Ерлан Байжанов редактор новосибирского интернет-портала «Родные берега» «Владислав Галкин — ученый не из Новосибирска, а ученый из Томска. Он, если не ошибаюсь, геофизик и кандидат наук. По предварительным данным, его задержание и арест на два месяца связаны с тем, что он публиковался в одном из научных иранских журналов, у него была публикация вместе с новосибирским ученым Звегинцевым, который был арестован в апреле. Работа была посвящена гиперзвуку, и там, видимо, говорились более или менее конкретные вещи. Понятное дело, что ученое сообщество по этому поводу в очередной раз огорчилось, потому что у нас в этом году и в прошлом по подозрению в госизмене были задержаны достаточно много ученых».

Если речь идет о публикациях в зарубежных научных изданиях, то изначально для этого проводится экспертиза, нужно получить разрешение, но не на все статьи, говорит адвокат Анатолия Маслова Ольга Динзе:

Ольга Динзе адвокат «В принципе разрешения получаются только в рамках международных контрактов либо если публикация происходит в международных изданиях. То есть это не по всем статьям и не по всем изданиям — только то, что подпадает под закон о гостайне. Что касается массовых арестов ученых — в статье 275 УК идет речь о сведениях, составляющих государственную тайну, которые лицо, например, передает. Но дело все в том, что на момент передачи эти сведения уже должны составлять государственную тайну. Практика пошла по иному пути. Грубо говоря, лицо в 2013-м, в 2014 году, не важно, например, передает какие-то сведения или публикует какую-то статью в журнале, и потом ФСБ спустя семь лет возбуждает уголовное дело и признает эти сведения составляющими гостайну. По мнению ФСБ, ученые неаккуратно обращаются со сведениями чувствительного характера, как они говорят. Поэтому сейчас идет массовое привлечение к уголовной ответственности задним числом, и, соответственно, все эти действия в совокупности просто убивают отечественную науку».

В мае в поддержку арестованных ученых на сайте Новосибирского института было опубликовано открытое письмо, в котором говорится об их «блестящих научных результатах». Подчеркивается, что их «компетенции и профессиональная репутация позволяли им найти более престижную работу за границей», чего они не делали. Также коллеги в письме отмечали, что в такой ситуации институту невозможно работать, потому что «лучшие студенты отказываются идти к нам, а наши лучшие молодые сотрудники уходят из науки».