Трансформация цифрой

О некоторых аспектах цифровой трансформации рассказывает Алексей Любимов, основатель высокотехнологичной компании 3iTech, уже 17 лет разрабатывающей в России решения на базе искусственного интеллекта.

Трансформация цифрой
© It-world

Чем мы лучше машины

Всех интересует, впишутся ли нынешние специалисты в новый ландшафт деловой среды. Это один самых больных вопросов, который задает себе каждый на рынке, чем бы он ни занимался, от бухгалтерии до программирования. Мой ответ: да, впишутся, но при условии, что научатся использовать новые инструменты, понимать их возможности либо, что еще правильнее, приспосабливать эти инструменты к своей узкой профессиональной сфере. Если же человек, как профессионал, ничем не будет отличаться от машины, то бизнес предпочтет именно ее, поскольку она не устает, не болеет, требует явно меньших расходов, не нуждается в специальном рабочем месте и соцпакете. Поэтому ключевое качество специалистов и менеджеров в эпоху трансформации — творческая составляющая в работе, креативность в своем деле, способность к нестандартному мышлению, умение находить подходы к людям, клиентам, партнерам, поставщикам и т. д.

В 2023 году в ряд направлений деятельности человека ворвались генеративные нейросети. Они пока не очень хорошо умеют писать, рисовать, программировать, но скорость их развития просто фантастическая, мы никогда такого не видели. Нейросети обучаются на больших данных, и вот уже звучат опасения, что у человечества эти данные иссякнут к 2026 году. Такая скорость. И важно, чтобы люди ориентировались на выполнение не механической или алгоритмической работы с данными и стабильными процессами, а возвышались над машиной способностью к генерации принципиально нового. Это именно то, что она не может.

Время ремесленников

Тем самым, человек становится ценен как ремесленник. Когда-то конвейер потеснил ремесленников, а теперь он избавляется от людей вовсе. Он быстрее думает, быстрее считает, быстрее пишет и рисует, в конце концов, он не спит. Но он и не создает новое. Настраиваем его и даем ему задания — мы, живые люди. Мы каждый день читаем о научных прорывах, о создании новых материалов, об открытии их новых свойств и об уникальных научных экспериментам. Бросить вызов тому, что считается незыблемым, доказанным, стандартным и общепринятым, шагнуть в неизвестность может только живой человек. Во всех сферах. Поэтому сейчас после того, как генеративная сеть напишет текст, профессионал садится и переписывает его, редактирует, правит, вносит новые мысли. Этот человек и есть ремесленник, который берет условную грубую болванку у ИИ и доводит ее до уровня, соответствующего культурному и образовательному уровню читающей аудитории. В этом смысле людям опасаться нечего. И особенно тем, кто трудится в ИT-сфере. Творческой работы для «живых» мозгов предостаточно.

Сейчас рынок испытывает серьезный дефицит ИT-кадров, эта картина наблюдается уже несколько лет, и она постоянно усугубляется. Особенно в России. И вот тут ИИ способен помочь, заменив человека на тех участках, которые характеризуются большим объемом достаточно легко алгоритмизируемой работы. Нехватка «живых» рук компенсируется «цифровыми». Это не вызывает никакой проблемы внутри компании, наоборот, скорость реализации проектов возрастает, а себестоимость падает, что в конечном итоге положительно сказывается на всех сотрудниках.

Принципы не меняются

С приходом цифровой эпохи ключевая компетенция для руководителей никак не изменилась. Как и прежде, главное — это умение делегировать. Не столь важно, как именно выполняет работу тот или иной специалист, если результат полностью соответствует поставленной задаче. Творчество поощряется, если оно подкреплено ответственностью за свой вклад в коллективное созидание. Поэтому применение нейросетей сотрудниками не может возбраняться. Напротив, это говорит об их способности к самообучению с практическими целями, например, для повышения производительности труда. Им становится проще проверять рабочие гипотезы, тестировать решения, высвобождать время, которое раньше тратилось на подготовку объемных отчетов, если такое принято в той или иной компании.

Новое качество специалистов

Но мы не знаем, как именно будет развиваться прогресс. В какой момент он остановится и по какой причине куда-то повернет. Ту же компанию Open AI трясет, ее персонал может перейти в Microsoft, могут измениться подходы и парадигмы, да и само видение того, каким должен быть ИИ завтра, для чего он будет существовать и чем будут ограничиваться его возможности. В науку и технологию вплетается и политика, и безопасность, и конкуренция, и даже экология.

Можно, как один из вариантов развития ситуации на рынке занятости программистов, рассматривать возможность их перехода в формат своеобразных переводчиков задач бизнесменов на язык нейросетей. Потому что корректность постановки задач определяет результат. Тот самый момент, о котором я сказал выше, — механическая функция человека отходит машине, а человек, со всем багажом его знаний, становится постановщиком задач. И приемщиком результата, разумеется. Думаю, что этот тренд получит развитие и многие специалисты, «работающие руками» перейдут в статус «консультантов бизнеса». Будет процветать как корпоративная консалтинговая услуга, так и фриланс.

Например, хочет человек создать технологический стартап. Он нанимает такого консультанта, который сможет поставить задачу ИИ. Нанимать программистов, дизайнеров уже не потребуется. Как следствие, проект легче и дешевле реализовать. Но до этого еще надо дожить.

Слишком быстрых перемен не будет

Философски, прогресс не уничтожил человека, хотя такие опасения возникали всегда. Ни конвейер, ни индустриализация, ни появление автомобилей и компьютеров не привели к снижению рождаемости или массовой безработице. Человек адаптивен, в этом его преимущество. Он просто начинает жить и работать по-новому. Постепенное вытеснение нейросетями и инструментами на их базе каких-то профессий из компании едва ли кардинально скажется на корпоративной культуре. Да и скорость этих изменений будет невысокой. Посмотрите на опыт пандемии 2020–2021 годов. Бизнес массово перевел сотрудников на дистанционную работу. Но если руководитель — адепт управленческих моделей старого типа, он все равно тяготеет к присутствию людей в офисе. У него это связано с ощущением целостности компании. Такова психология. И как только эпидемиологическую тревогу отменили, многие вернули персонал в офисы, даже несмотря на то что это более затратная схема работы. Руководителю нужно кого-то наказать за плохо нарисованную картинку. Но кого? ИИ?

Я уверен, что кардинальные перемены, ассоциированные с заменой специалистов и даже руководителей на машину, будут связаны, прежде всего, со сменой сознания высшего руководства компаний. Для которых важна не только экономика. А значит, не стоит ждать мгновенных и шокирующих перемен на рынке.