Войти в почту

КМУ-2023: «Плавучие университеты» — новая точка притяжения в океанографии

КМУ-2023: «Плавучие университеты» — новая точка притяжения в океанографии
© Индикатор

Проект «Плавучие университеты» достиг в 2023 году рекордного количества заявок — более 3,8 тысяч студентов захотели принять участие в экспедиции на корабле по одному из морей, чтобы по итогу написать статью и опубликовать ее в одном в научном журнале. На Конгрессе молодых ученых в Сириусе организаторы инициативы рассказали о том, как изменился проект и какие у него перспективы, а также подвели итог многочисленным экспедициям этого года, охвативших всю страну. Научно-образовательная программа «Плавучие университеты» входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в России.

«Почему вы “Плавучие университеты”? Корабли же ходят, а не плавают. Но если бы это были “Ходячие университеты”, то получилось бы что-то в духе Миядзаки», — начал дискуссию Алексей Паевский, научный редактор порталов Indicator.Ru и InScience.News, главный редактор портала «Нейроновости», куратор инициатив «Работа с опытом» и «Юбилейные мероприятия». Название «Плавучий университет» появилось еще в 1990-е годы. Тогда преподаватели-океанологи МГУ имени М.В. Ломоносова начали реализовывать новую для себя концепцию — обучение через исследование. Иначе говоря, состоявшиеся ученые начали брать студентов с собой в морские экспедиции.

© Росконгресс

Концепция прижилась. Уже в начале 2000-х годов ведущие естественнонаучные вузы России регулярно отправляли студентов в морские экспедиции. Однако долгое время каждый был сам за себя, и все сталкивались с одними и теми же проблемами по отдельности. Главная из них — непопулярность наук о Земле среди широкой аудитории. Это не IT и не астрономия, которыми интересуются миллионы молодых ребят.

Осознали вузы это в 2017 году, когда диалог начался. Появилась «Ассоциация Плавучих университетов». Сегодня в нее входят 10 вузов и 18 научно-просветительских организаций. И, судя по всему, совместными усилиями участники объединения смогли решить кадровую проблему.

«Плавучий университет» – это кладезь мотивированных студентов»

«Еще пять лет назад мы жаловались на нехватку кадров, а в прошлом году мы увидели спрос на нашу науку — это 3725 человек, которые подали заявки на участие в нашу программу. Для океанологии это очень много. В океанологии не нужно полстраны», — рассказала руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет» Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН Наталья Степанова.

© Росконгресс

Студенты во время экспедиции учатся ставить проблемы, делать исследования, писать серьезные статьи. В «Плавучем университете» участвуют не «кабинетные» профессора, а в первую очередь ученые, которые работают «в поле» и ставят студентам конкретные научные задачи. Такой подход позволяет молодым ребятам впервые получит реальный научный результат, который может быть опубликован в серьезном научном журнале. Каждый студент-участник «Плавучего университета» должен опубликовать свою научную статью по итогам рейса. Например, по итогам одной из экспедиций МФТИ ИО РАН студенты опубликовали шесть статей в научных журналах.

«Очень многие талантливые студенты остаются в местах, которые уже знают, например, на кафедрах в университетах, где они учились. В Академию наук шли те студенты, которых больше никуда не взяли. Сейчас студенты мотивированы идти в “Плавучие университеты”, а затем — в научные институты и лаборатории, они умеют писать научные тексты. Чтобы наша наука не оставалась чисто романтичной: “съездил в экспедицию — и все хорошо”, мы просим от каждого нашего студента какую-то публикацию», — добавила Наталья Степанова.

«Ты берешь человека за руку, и все, ты в науке»

В 2023 году был проведен опрос студентов, которые съездили в экспедиции «Плавучего университета». Оказалось, что 85% студентов остаются работать в том направлении, в которое они туда пришли. Это доказало, что система воспитания кадров работает. Всего в 2023 году «Ассоциация плавучих университетов» свозила в экспедиции более 100 студентов. Таким образом складывается координация заинтересованного студента с заинтересованным научным руководителем.

«Мой путь в науку — заслуга “Плавучего университета”. Раньше я была молекулярным биологом и хотела заниматься изучением океана. Я подала заявку в программу, меня взяли и там же я сразу нашла себе научного руководителя. Экспедиция дала мне много новых знаний о сборе результатов, о том, как обрабатывать результаты, потому что нам надо было отчитываться, писать и публиковать статью. Это потрясающий опыт для студента магистратуры, такого как я. Молодым ученым кажется, что студенту все понятно. Но нет, мы не понимаем, что можно легко коммуницировать с ученым, подойти к нему после конференции, написать на электронную почту. На “Плавучем университете” ты становишься причастен к чему-то большому. Появляется ощущение, что все ученые друзья, к ним можно подойти и что-то спросить. Тогда становится проще предлагать свои решения другим ученым, работать в коллаборации, ты становишься частью научного мира. Мы получаем большой научный опыт и после этого остаемся со своими научными руководителями. “Плавучий университет” дает “физически” нащупать путь в науку. Ты берешь человека за руку, и все, ты в науке», — рассказала студентка Дальневосточного федерального университета Анастасия Волкова. В 2023 году она поучаствовала в экспедиции «Плавучего университета» на Камчатку.

Александр Савин, магистрант Северного федерального университета имени М. В. Ломоносова по направлению «Информационные технологии», был на двух рейсах в 2022-2023 году. Он также отметил тесное сотрудничество с научными руководителями и сказал, что если в университете коммуникация идет через электронную почту, то тут можно просто подойти и задать интересующие вопросы. «Плавучий университет» расширяет техническое направление в последние годы, так как раньше фокус был на биологию.

«Зимняя школа»: путь к масштабированию

Сейчас в «Плавучем университете» работают 29 направлений, экспедиции выходят из восьми городов. На Дальнем Востоке у «Плавучих университетов» есть школа. Аналогичные школы, выступающие платформой для отбора мотивированных студентов в экспедицию есть в Санкт-Петербурге и в Москве.

В этом году первая большая экспедиция стартовала на Дальнем Востоке. Она началась с Камчатки и закончилась во Владивостоке. В экспедиции были задействованы коллективы из разных регионов. «Плавучий университет» готовит кадры для университетов на Дальнем Востоке, например для Дальневосточного отделения РАН.

Перед экспедицией мотивированные проходят специальное обучение — Зимнюю школу. Площадка на Дальнем Востоке в этом году стала точкой притяжения, которая объединила не только местных ученых, но и специалистов со всей страны. Научные руководители экспедиции на Дальнем Востоке тоже были из разных регионов.

Следующая экспедиция, которая планируется «Плавучими университетами», изучит экосистемы Камчатки. Она планируется на конец августа и продлится до сентября 2024 года.

«Школа строится не только как лекции: это мастер-классы, семинары, работа в лабораториях. В среднем в год школу проходят 100 студентов. В рамках тесного взаимодействия с ними рождается ощущение, что нам будет интересно с этими ребятами, а им интересно с нами. Конечно, наука в “Плавучих университетах” развивается, это помогает масштабировать направления. Ко мне однажды пришла студентка-третьекурсница с горящими глазами. Она сказала: “Прошла ваш трек и теперь хочу писать курсовую с вами, работать в океанографии”», — рассказала доцент кафедры океанологии Санкт-Петербургского государственного университета Полина Лобанова.

© Росконгресс

В 2023 году школу прошли студенты из 15 городов — это будущие потенциальные абитуриенты в магистратуру и аспирантуру по океанографии. Кроме того, школа становится и площадкой для локальных работодателей, которые хотят найти перспективных ребят. Некоторые треки отводят участников в лаборатории работодателей, благодаря чему некоторые студенты после окончания программы «Плавучего университета» уже были трудоустроены.

«Плавучий университет» как международный проект

В проекте до пандемии участвовали ученые и студенты из 20 стран, экспедицию на кораблях прошли 125 обучающихся из заграницы. У Центра морских исследований в рамках «Плавучих университетов» есть взаимодействие с Бразилией и Китаем. Арктический «Плавучий университет» отмечает большой интерес Китая к изучению Арктики. Дальневосточный «Плавучий университет» регулярно организует экспедиции во Вьетнам. Руководители научно-образовательного проекта, обсуждая международное взаимодействие на Конгрессе молодых ученых, выразили надежду, что международное направление продолжит развиваться в ближайшие года.

Росмолодежь помогает сотрудничать с разными странами. Представители «Плавучего университета» по приглашению Росмолодежи были на конференции в Египте, где знакомились с аналогичными по профилю исследователями. «Коллеги из Египта используют ту же методику и те же приборы. Мы понимаем, что с таким бэкграундом важно только соединить заинтересованных ученых между собой, и дальше все заработает», — пояснила руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет» Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН Наталья Степанова.

«Пока мы сконцентрированы только на исследованиях Арктики, а не на южных морях. В основном мы проводим экспедиции на Новой земле, Земле Франца Иосифа. Наши экспедиции проходят два раза в год. Мы начинаем готовиться к ним с октября, а даты экспедиции у нас — июнь-июль», — рассказал первый проректор по стратегическому развитию и науке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Павел Марьяндышев.

© Росконгресс

*Практическая концепция «Плавучего университета» * Экспедиции начинали с исследований окружающей среды и климата, собирали водоросли и воду. В ходе последней экспедиции ученые вместе со студентами анализировали бактерии, которые населяли арктические побережья в период плейстоцена, исследовали микропластик в Арктике и широкий спектр органических веществ. Количество тем для изучения в рамках «Плавучих университетов» постоянно расширяется.

«Мы стараемся выбрать самых лучших студентов, наиболее мотивированных, наиболее талантливых. Это действительно университет на борту, ведущие ученые читают лекции и обучают студентов. Мы также тесно взаимодействуем с компаниями. С Росгидрометом у нас есть программа “Полярный метеоролог”», — пояснил Павел Марьяндышев.

С 2023 года «Плавучий университет» сотрудничает со Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В отличие от институтов Академии наук, ВНИРО занимается практической наукой, связанной с разведением и ловлей рыбы. У института на 2023 год есть 29 филиалов от Калининграда до Камчатки.

«Так как мы институт, который выполняет исследования для рыбного хозяйства, нам нужны практические навыки. В этом году мы “вбежали” в Зимнюю школу и последние вписались в программу “Плавучих университетов”. В Зимней школе в этом году от ВНИРО будет трек по ихтиологии. В прошлом году его прошли шесть человек, которые съездили в экспедицию на Дальнем Востоке. К сожалению, это пока мало. Два человека вышли в экспедицию в Магадане. Все очень довольны, очень благодарят наши научные вузы. Пока что мы тестируем Зимнюю школу в Москве. Практика показала, что нам нужно раньше заявляться, так как лососевые пути начинаются раньше, чем заканчивается Зимняя школа. Для нашей отрасли сложно найти заинтересованных ребят. Раньше это была “вербовка”, мы находили новых сотрудников через профессоров, которые работали у нас и одновременно преподавали», — рассказал Екатерина Стурова из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Гуманитариев в экспедиции приглашает только Арктический «Плавучий университет», остальные работают исключительно с техническими и естественно-научными направлениями. В Арктической экспедиции есть социологи, которые проводят опросы, и историки, которые занимаются направлением научно-исторической памяти.

Работа с научными руководителями

«Сейчас мы научились выстраивать хороший конкурс для студентов. У нас есть тесное научное сообщество, мы знаем друг друга. Параллельно уже десятилетиями в экспедиции ходят академики. Нам, с нашими студенческими проектами, нужно выдавать тот же уровень, писать качественные статьи по щелчку пальцев сразу после экспедиции. Нужно, чтобы студент понимал, что ему нужно написать статью — это обязательно. Пока на позицию научного руководителя конкурса нет, мы открыты для всех, кому интересна эта тема», — пояснила Наталья Степанова.

В 2023 году был создан экспертный совет на базе Арктического университета для верификации исследований, которые должны проводиться на «Плавучем университете». В рамках научно-образовательной программы есть пять основных направлений, например в области фармацевтики. Экспертный совет смотрит в первую очередь на участников, чтобы студент имел научный задел, мог быстро опубликоваться сразу после окончания экспедиции. Когда молодой ученый попадает в Арктику, он получает уникальный опыт, и доказывать научную новизну не приходится.

Новое в 2023 году

Под руководством Александра Осадчиева «Плавучие университеты» открыли новую лабораторию, и теперь появилась новая точка притяжения.

Пять-шесть лет назад все было по-другому: достичь совершенно новый уровень обучения через исследования помог координационный центр на базе МФТИ и ИО РАН. Изменилась узнаваемость на всех уровнях. Представители «Плавучих университетов» отметили, что раньше их не знали, а сейчас все в научном сообществе выделяют, что слышали или читали о проекте. Новости публикуют федеральные министерства, экспедиции освещает РИА Новости, снимаются документальные фильмы, например 45-минутный документальный фильм на НТВ, в прошлом году выпустили сериал о «Плавучем университете». Опыт Арктического «Плавучего университета» отличается, так как там на борту всегда есть журналисты и своя съемочная группа. «Важно самим обучать научных журналистов, чтобы ученые могли популярно рассказывать о своих исследования. На прошлой школе показали, что лучше обучать уже только тех, кто прошел отбор в экспедицию, чтобы они могли рассказать о своем исследовании на практике», — отметил Павел Марьяндышев.

Путь к «лавинному спросу»

«Тот лавинный спрос, которого мы добились в прошлом году, нас напугал. Я понимаю, что с точки зрения отчетов большое количество человек — это прекрасно. На программу начинают приходить карьеристы, и из-за популярности приходят те, кто напишет статью и убежит. Нам нужно сохранять баланс, наша целевая аудитория ограничена. Это постулат, который мы выработали за последние пять лет и должны сохранить», — рассказала руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет» Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН Наталья Степанова.

В перспективе «Плавучий университет» думает перейти к формату научной стажировки, то есть курирование студентов и обеспечение им пути в науку из кабинета в научном институте, а не через исследования и экспедицию, так как есть много «кабинетных океанологов». Для этого, однако, должен быть запрос от ученого, который согласится помогать студенту интегрироваться в науку.

«В науках о земле не очень положительный отбор. Если раньше мы работали со студентами, то теперь мы думаем о том, чтобы собрать школьников и сказать, как в океанографии хорошо и интересно, а учат этому там и там», — рассказала Полина Лобанова. Программа «Плавучего университета» дает возможность интеграции школьник — вуз — студент. В прошлом году на Конгрессе молодых ученых об океане никто не говорил, а сейчас есть стенд с океанографией, есть лекция по океанологии, в чем есть роль «Плавучего университета» как популяризатора океанографии. В этом году на Конгресс молодых ученых «Плавучие университеты» привезли с собой макет в масштабе 1:40. Любого посетителя модели посвятят в полярники и накормят продуктами из водорослей. Океанология популяризуется, интерес к ней возрастает. «Плавучий университет» ставит перед собой такие глобальные задачи как «чистый океан», «здоровый океан», «прогнозируемый океан», «культурный океан», «доступный океан». «Плавучий университет» — звено в интеграции этих целей в круг актуальных научных проблем.

Текст: Алиса Ершова