Войти в почту

Минстрой создает в России единую систему замены лифтов

До 15 февраля 2025 года в России потребуется заменить 81,5 тысячи лифтов, срок годности которых иссяк. Однако далеко не во всех регионах справятся с этой задачей к установленному сроку, говорили на совещании о проблемах импортозамещения и наращивания отечественного промышленного производства лифтов в Совете Федерации 24 ноября. Как сообщили в Минстрое, уже планируется создать единый механизм, который позволит перейти на прямые закупки подъемников у производителей, наладить систему контроля от производства до эксплуатации и замены кабин через какой-то определенный срок. И тогда будет понятно, с кого спрашивать за поломку оборудования. Соответствующую дорожную карту уже готовят в ведомстве. Помимо этого, буду принимать меры, для развития производства отечественных высокоскоростных лифтов и комплектующих. Пока приходится покупать эту продукцию в рамках параллельного импорта, но это временно, заверили в Минпромторге. На совещании с сенаторами предложили повысить загрузку отечественных лифтовых заводов и обеспечить им долгосрочный госзаказ, пока они загружены всего на 35 процентов.

Минстрой создает в России единую систему замены лифтов
© Парламентская газета

Замена лифтов идет со скрипом

За последние пять лет (с 2018 года) в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с эксплуатацией лифтов, погибли 129 человек. Такие данные ранее сообщали в Национальном лифтовом союзе. При этом многие регионы из-за нехватки финансирования не могут обновить оборудование в установленные сроки, сообщил заместитель генерального директора Фонда развития территорий (ФРТ) Олег Рурин на совещании в Совфеде. До 15 февраля 2025 года, по его словам, согласно техрегламенту Таможенного союза, в России потребуется заменить 81,5 тысячи лифтов в жилых домах.

Согласно этому документу, до 15 февраля 2025 года лифты, отработавшие срок службы (25 лет со дня ввода в эксплуатацию, если иной срок не указан в техническом паспорте), должны быть приведены в соответствие с требованиями регламента. Если этого не произойдет, их эксплуатация будет прекращена.

Есть регионы, которые уверенно справляются с заменой лифтов, сообщил Рурин. «Но большое количество регионов, всего несколько десятков, при существующих темпах и до 2030 года с этой проблемой не справятся», — сообщил он. Поэтому нужно подумать над мерами, которые позволят сделать механизм замены лифтов стабильным и обеспеченным источниками финансирования, уверен Рурин.

Где взять деньги

Замена лифтов в жилищном фонде не должна носить чрезвычайный характер, все должно происходить планово, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский. «Сегодня необходимо создать постоянно действующую систему замены лифтов в жилищном фонде исходя из фондов капремонта и тарифов на обслуживание одного квадратного метра площади помещения», — сказал сенатор на совещании в Совфеде. С этим согласился и Олег Рурин. Перед тем как перейти к единой системе обслуживания и замены лифтового оборудования, он предложил ввести переходный период и сформировать стимулирующие механизмы с государственной поддержкой.

«Возможно, стоит также регулировать объем средств, направляемых на замену лифтов в регионах», — отметил замглавы ФРТ. Сейчас, по его словам, эти цифры очень сильно отличаются, они могут быть от 1-3 и до 50 процентов. В среднем по России 18 процентов средств региональных операторов идут на эти цели и это дает эффект не во всех регионах, сообщил Рурин.

Без госзаказа никуда

В России могут производить качественные лифты, заверил первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин. И сейчас стоит задача максимально перейти на наши отечественные современные и качественные подъемники, оснащенные всеми необходимыми системами для безопасности и контроля качества работы, отметил он. «При этом нужно объединить «под ключ» в единый контракт производство, монтаж и последующее обслуживание и эксплуатацию лифтов, чтобы можно было иметь одну «точку спроса» за поломки», — сказал первый замминистра.

Минстрой вместе с Минпромторгом, по его словам, уже разработали дорожную карту для создания системы, которая позволит перейти на прямые закупки у производителей и наладить систему контроля от производства до эксплуатации и до замены лифта. При этом нужно применять госзаказ сначала на пять лет, а потом и на более длинные сроки, отметил сенатор Высокинский. Без этого бизнес, по его словам, не понимает объемы сбыта, структуру производства, как это будет окупаться и так далее. С этим согласился и заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов. Без госзаказа развивать отечественное производство лифтов невозможно, отметил он. «Но сейчас наши лифтовые заводы загружены только на 35 процентов и это никуда не годится. При такой загрузке ни один завод не будет иметь финансовой возможности инвестировать в свое развитие», — заключил Иванов.

Уйти от параллельного импорта

После ухода иностранных компаний в России нужно развивать свое производство отдельных узлов и самих лифтов, рассчитанных на более высокую скорость движения, также сообщил первый замглавы Минпромторга. «Наша основная цель — достижение технологического суверенитета в данной отрасли и обеспечение разработки востребованного отечественного оборудования», — отметил Иванов.

Сегодня параллельный импорт, по его словам, действует только на суперскоростные лифты и отдельные элементы электроники. Но как только Россия выведет на рынок свои модели лифтов со скоростью движения больше четырех метров в секунду, параллельный импорт на этом закончится, заверил он. Что касается электроники, по системам управления уже проводятся разработки. «И мы ожидаем, что появится полный спектр отечественных систем и безопасности, и электронных компонентов, необходимых для лифтов», — заверил Иванов.

Новый ГОСТ

В октябре Росстандарт утвердил новый ГОСТ об общих требованиях к вводу лифтов в эксплуатацию, который заработает с 2024 года. Он касается в том числе лифтов, устанавливаемых после замены отработавших назначенный срок службы, а также после проведения модернизации лифтов. Решение о вводе лифта в эксплуатацию принимается владельцем лифта. Для подготовки такого решения он вправе привлекать специализированные организации. При этом владелец лифта должен организовать специальную комиссию. В ее состав входят:

представитель застройщика (при наличии); уполномоченный представитель организации, смонтировавшей лифт; уполномоченный представитель специализированной организации, выполняющей работы по техническому обслуживанию и ремонту лифта (при наличии договора); уполномоченный представитель заказчика, в случае если он не является владельцем лифта.