Волгоградский краевед написал книгу о метеорите, упавшем в 1854 году

Александр Смирнов известен волгоградцам прежде всего как опытный поисковик, установивший немало имен ранее неизвестных героев Сталинградской битвы. А на днях состоялась презентация его книги «Земная история метеорита «Сарепта». Побывал на презентации и наш обозреватель Александр Литвинов.

Волгоградский краевед написал книгу о метеорите, упавшем в 1854 году
© Волгоградская правда

Впервые увидел в музее

«Еще год назад я не мог даже представить, что займусь таким исследованием, – рассказал автор. – Но в декабре прошлого года побывал вместе с внуком в минералогическом музее имени Ферсмана Российской академии наук. Там и увидел фрагмент метеорита "Сарепта", упавшего некогда в наших краях. Найден он был в середине XIX века в степи, между селами Дубовый Овраг и Цаца нынешнего Светлоярского района. Хотя сначала я предполагал, что нашли его в другом месте, близ речки Донская Царица того же района. Но это предположение оказалось ошибочным. В интернете можно обнаружить немало и других ошибочных сведений, связанных с этим метеоритом. Вот и захотелось изучить самому историю метеорита "Сарепта"».

По словам Александра, в его изысканиях ему помогли известный волгоградский ученый, кандидат географических наук Сергей Моников и Виктор Медведев, сотрудник музея-заповедника «Старая Сарепта».

Как метеорит делили

Вот что, если коротко, удалось выяснить краеведу. Нашли метеорит в 1854 году. И попал он тогда к владельцу горчичной фабрики, работавшей в те времена в Сарепте, Константину Гличу. В ту пору Сарепту посещали многие исследователи калмыцких степей. Первым из них, кто описал метеорит «Сарепта» и опубликовал сведения о нем, был известный в то время российский геолог Иван Ауэрбах. Он сделал о нем сообщение в ежегоднике Московского общества испытателей природы.

Спустя несколько лет другой известный исследователь того времени, Вильгельм Хайдингер, приехал в Сарепту из Вены вместе с директором Венского музея истории природы. В результате в 1864 году была опубликована статья Хайдингера «Железный метеорит из Сарепты».

В ней были описаны 18 фрагментов метеорита «Сарепта». Оказалось, что он был поначалу разделен на три большие части. Одну из них Константин Глич продал некоему торговцу из немецкого города Гернгута. Две другие также были позднее разделены на более мелкие. И было их немало – фрагменты метеорита владельцы передавали друг другу, иной раз снова резали на части и перепродавали. Так отдельные фрагменты метеорита появились во многих коллекциях мира. Самый крупный фрагмент «Сарепты», известный на сегодня, находится с 1962 года в коллекции Берлинского университета. Другие, помимо крупных научных центров Европы и мира, находились еще в ряде частных коллекций. Практически все они тоже попали со временем в крупные музеи самых разных стран.

Книга вместо статьи

«Собрав информацию обо всех известных фрагментах метеорита «Сарепта», я стал проверять эти данные, – рассказал Смирнов. – Писал запросы, искал сведения о них на сайтах различных музеев либо университетов. Каждый полученный ответ был для меня подлинным праздником. Я прочитал при этом много специальных книг, скачал из интернета больше двухсот книг и журнальных статей на эту тему. Посетил множество библиотек. Познакомился и начал переписываться с несколькими удивительными исследователями метеоритов из России и зарубежья. В итоге мне известна судьба 45 фрагментов метеорита «Сарепта» общим весом около 7,5 килограмма, находящихся в 25 коллекциях».

В нашей же стране хранятся 6 фрагментов. Три из них, общим весом 1259 граммов, – в Москве, в лаборатории метеоритики института аналитической химии РАН (один из них как раз и демонстрируется в минералогическом музее имени Ферсмана). Еще 3 фрагмента есть в Санкт-Петербурге, 2 небольших – в госуниверситете. И еще один, весом более 20 граммов, – в музее Санкт-Петербургского горного университета.

«Кроме того, надеюсь получить сведения и о других фрагментах метеорита, хранящихся, предположительно, в десяти других коллекциях, суммарным весом около двух килограммов, – рассказал Смирнов. – Думаю, что все они для современной науки дороже золота того же веса».

По словам Смирнова, сначала он планировал о результатах своего поиска написать статью для волгоградского журнала «Отчий край»:

«Но потом, увлекшись исследованиями, надумал замахнуться и на издание отдельной книги».

История нашего края

«Книга Александра Смирнова о метеорите "Сарепта" не только научное, но также и журналистское расследование, – считает председатель Волгоградского регионального отделения Союза журналистов России Вячеслав Черепахин. –

Это, скорее, даже синтез научного географического, исторического и журналистского расследования. Здесь есть в этом плане чему поучиться и журналистам. Не только подаче информации, но и методам ее добычи. Такие замечательные исследования, как книга Александра Смирнова "Земная история метеорита "Сарепта", повышают престиж и улучшают имидж Волгоградской области. И это очень здорово! Я бы обратил внимание на эту работу Александра Смирнова в плане ее возможного изучения в школах, на уроках географии, астрономии и даже истории, физики, химии. Можно рассказывать об этой книге и на уроках "Разговоры о важном". Ведь это тоже история нашей малой родины, немаловажная ее часть».

«Уверен, что мы, волгоградцы, еще будем гордиться метеоритом "Сарепта", этой важной научной находкой, драгоценные частички которой разошлись по всему миру, пребывают более чем в тридцати научных центрах России, Европы и мира, – считает автор книги Александр Смирнов. – Исследования метеорита "Сарепта" для меня продолжатся. Надеюсь, что этой работой поспособствую в какой-то мере развитию любознательности, повышению интереса наших земляков не только к метеоритам, упавшим на нашей земле, но и к любым космическим явлениям».

Справка «ВП»

За всю историю на территории Волгоградской области упали 5 метеоритов:

1843 год – каменный метеорит «Верхнечирский», вес 3 кг;

1854 год – железный метеорит «Сарепта», вес 14 кг;

1904 год – каменный метеорит «Липовский», вес 3,8 кг;

1916 год – каменный метеорит «Петропавловка», вес 1,7 кг;

1922 год – каменный метеорит «Царев», вес 1500 кг.