Войти в почту

Самолетам разрешат неоднократно пересекать границу для снабжения дрейфующих станций

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, разрешающий неоднократно пересекать границу авиации, снабжающей дрейфующие станции. Речь в первую очередь о станции "Северный полюс".

Самолетам разрешат неоднократно пересекать границу для снабжения дрейфующих станций
© Российская Газета

Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев рассказал, что законопроект разработан в целях повышения эффективности проведения дрейфующих научно-исследовательских экспедиций в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях. Данные экспедиции являются одним из наиболее эффективных способов проведения исследований в Северном Ледовитом океане.

"В наши дни для дрейфующих экспедиций используется судно нового типа - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Это судно-лаборатория с прочным корпусом, которое может самостоятельно заходить в арктические льды, пришвартовываться к льдине и осуществлять свободный дрейф в течение периода до двух лет", - отметил Владимир Груздев.

Он напомнил, что программа регулярных научных наблюдений в Северном Ледовитом океане была возобновлена Росгидрометом осенью прошлого года.

"На базе ЛСП "Северный полюс" создана дрейфующая полярная станция "Северный полюс-41". Учеными непрерывно выполняются гравиметрические, гидроакустические, метеорологические наблюдения и аэрологическое зондирование атмосферы. Данные в оперативном режиме передаются в Гидрометцентр Росгидромета и используются для прогноза погоды. Также выполняется обширный комплекс океанографических, геологических, биологических и ледовых исследований", - пояснил председатель Правления АЮР.

Он подчеркнул, что траектория дрейфа зависит от многих гидрометеорологических факторов и может значительно отличаться от прогнозируемой.

"Таким образом, географический район возможного нахождения судна включает значительную часть Арктического бассейна. В ходе экспедиции предусмотрено проведение ротаций личного состава и снабжение экспедиции. Эти транспортные операции предполагается выполнять в том числе при помощи воздушных судов", - рассказал Владимир Груздев.

В зависимости от складывающейся ситуации и траектории дрейфа ЛСП "Северный полюс" воздушным судам, привлеченным к снабжению и выполнению ротаций, при полете к дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41" для дозаправки придется использовать аэродромы на о. Котельный (Новосибирские острова), о. Земля Александры (Земля Франца Иосифа), о. Средний (арх. Северная Земля).

Для получения разрешения на посадку на дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-41" на базе ЛСП "Северный полюс" воздушные суда должны пройти пограничный, таможенный и иные виды контроля. Однако данное условие невыполнимо, поскольку на вышеперечисленных аэродромах отсутствуют пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Таким образом, обеспечение экспедиции воздушными судами будет невозможно.

"В этой связи законопроектом предлагается установить норму, дающую право воздушным судам, доставляющим грузы и людей на суда в Северном Ледовитом океане, неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля", - отметил Владимир Груздев.

Кстати: отечественная программа дрейфующих полярных станций началась еще в 1937 году. Однако к 2013 году таяние льдов в Арктике достигло таких масштабов, что ее пришлось свернуть. После кропотливого сбора информации и анализа всех предшествующих экспедиций ученые Арктического и антарктического НИИ Росгидромета пришли к выводу, что для исследований необходимо создать ледостойкую cамодвижущуюся платформу, способную несколько лет в автономном режиме дрейфовать во льдах.