Войти в почту

Для обеспечения сейсмобезопасности необходимо увеличить число станций контроля

Дальний Восток - одна из самых сейсмически опасных территорий России. Чаще всего землетрясения случаются в Камчатском крае и Сахалинской области, но "потрясти" в любой момент может и другие регионы. Поэтому важен своевременный мониторинг. О том, как его организовать, рассказал ведущий научный сотрудник Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения Российской академии наук Алексей Коновалов.

Для обеспечения сейсмобезопасности необходимо увеличить число станций контроля
© Российская Газета

Алексей Валерьевич, мониторинг землетрясений ведется постоянно. Мы регулярно видим сообщения о таких толчках, которые люди даже не замечают. Получается, сейсмических станций у нас в избытке? Или все-таки дополнительное оборудование нужно?

Алексей Коновалов: Станций на самом деле не хватает. Нужно, например, оборудование, которое бы реагировало на сильные движения грунта, а также то, которое бы стояло в зданиях. Когда будет много таких измерений, появится очень четкое представление о том, какие модели затухания, модели сейсмических воздействий надо закладывать, чтобы правильно и корректно в разных регионах рассчитывать сейсмическую опасность. Все измерения имеют свою степень дисперсности, то есть разброс данных. И этот разброс - наша плата за разрушения. Уменьшить его можно только за счет установки все более новых станций и постоянных измерений.

Почему же их не устанавливают?

Алексей Коновалов: Отчасти потому, что ученые привязаны к показателям. Чтобы получить их, проще поставить какую-то станцию, которая что-то мелкое зарегистрирует, и ты гарантированно получишь какой-то продукт. А установить оборудование в здании и ждать сто лет, когда там что-то произойдет... А оно может и не произойти. Но это же не значит, что ставить не надо.

Есть оборудование, которое контролирует техническое состояние зданий после землетрясений. К примеру, недавно со мной консультировались коллеги в связи со строительством нового здания аэровокзала. И они заинтересованы, чтобы был сейсмометрический контроль, стояли датчики, измеряли колебания и оценивали какие-то, возможно, скрытые дефекты. Чтобы после очередного толчка была уверенность, что здание еще выполняет свои функции и не разрушится при следующем. Но тут важно, чтобы жизненный цикл у этой станции был высокий, чтобы она сама по себе не сломалась. Но все это оборачивается высокими затратами.

В случае с сейсмооборудованием речь всегда идет о миллионах рублей или есть более демократичные варианты?

Алексей Коновалов: У меня есть опыт работы со станцией, изготовленной в Панаме. Она уникальная, аналоги такого оборудования из Японии и Германии продают в пересчете на нашу валюту больше чем за миллион рублей. В сравнении с ними эта стоит копейки - сто тысяч. При этом у нее высокое качество, проблем с ней мы еще не знали.

Возможно ли сделать свой аналог? В Хабаровске группа молодых ученых, например, работает над созданием сети бюджетных сейсмостанций. Это, на ваш взгляд, реальный проект?

Алексей Коновалов: Смотря какое оборудование изготавливать. У меня студенты каждый год в качестве дипломной работы делают свои сейсмостанции. Но если мы хотим получить настоящую станцию, а не студенческую поделку, то процесс ее изготовления очень сложный. Чтобы поставить производство на поток, его нужно сертифицировать. Пару лет назад мы пытались сертифицировать свое изобретение, и это стоило около миллиона рублей. Сейчас, наверное, еще дороже. Но эти требования к оборудованию обязательны. Не потому, что кто-то вредный хочет заработать. Сертификация - это гарантия того, что ты действительно измеряешь то, что измеряешь. Это гарантия безопасности, что станция не станет устройством, через которое злоумышленник обрушит сервер.

Окупить миллионные затраты на производство сейсмостанций сложно, если учесть, что это не очень популярное направление, где нет продаж десятками и сотнями экземпляров

Окупить миллионные затраты будет сложно, если учесть, что это не очень популярное направление, где нет продаж десятками и сотнями экземпляров. У тебя, может, в год одну купят. А на что будут жить твои сотрудники, которые разрабатывают оборудование, пишут программы, модернизируют? В итоге станция будет стоить даже не миллион, а десять миллионов, чтобы окупить расходы на содержание работников.

И важно понимать, что сейчас полностью российских станций нет, потому что не все детали у нас выпускаются. Кстати, даже когда мы заказываем комплектующие для обслуживания своего оборудования, доставку приходится ждать до полугода. Тем более в таких условиях надо делать отечественные сейсмостанции. И для этого необходима госпрограмма по стимулированию такого производства, которое не всегда имеет быстрый коммерческий эффект. Но в перспективе это даст основу для строительства более надежных зданий.