Войти в почту

"Приоритет 2030" приносит хорошие плоды

Ученым Ставропольского государственного аграрного университета удалось разработать технологию, которая снизит почти в 12 раз стоимость клонирования растений. Агрокомпании уже используют разработку. В МИФИ научились разрабатывать нанокомпозитные мембраны с заданными свойствами. Их могут применять для опреснения воды, фильтрации крови, разделения газов и жидкостей.

"Приоритет 2030" приносит хорошие плоды
© Российская Газета

Ученые Северо-Кавказского федерального университета успешно провели исследование ДНК овец для выявления маркеров, влияющих на мясную продуктивность.

Специалисты Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова разработали автоматический сортировочный комплекс для плодоовощной продукции. Он может заменить иностранные системы. Российскую разработку планируют использовать для сортировки яблок со скоростью до 10 тонн в час. Институт образования НИУ "Высшая школа экономики" разработал в помощь учителям и родителям 4К-тестирование для определения уровня креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации ребенка. Тест уже прошли больше 10 тысяч учащихся в разных регионах страны.

Специалисты лаборатории управляемых бионических систем Сеченовского Университета Минздрава России разработали искусственные мышцы на основе гидрогеля поливинилового спирта, активируемые переменным током. Легкие и бесшумные устройства с хорошими механическими свойствами способны выдерживать большие нагрузки. Они будут полезны для создания бионических протезов, реабилитационных устройств, а также для задач мягкой робототехники и аэрокосмической промышленности.

Это лишь некоторые результаты программы "Приоритет 2030", цель которой к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Сегодня в программе участвуют 132 университета, из них в статусе "кандидат" находятся 9 вузов. Вузы-кандидаты уже являются участниками программы "Приоритет 2030" и имеют возможность перейти на следующую ступень - стать получателями базовой части гранта. Университеты-участники расположены в 52 регионах России. Доля региональных университетов - 75 процентов. 110 университетов получили базовую часть гранта, 48 - и базовую, и специальную. Максимальный размер гранта в 2022 году составил 924 миллиона рублей. Общий объем финансирования программы на 2021-2022 годы превысил 47 миллиардов рублей. В 2023 году объем финансирования программы составит более 32 миллиардов рублей. Участники программы уже создали и модернизировали более 500 лабораторий, реализовали НИОКР на сумму свыше 100 миллиардов рублей, создали более 8700 результатов интеллектуальной собственности, защищенных патентами и свидетельствами.

114 университетов открыли цифровые кафедры, став участниками совместного проекта Минобрнауки России и Минцифры России. На цифровых кафедрах университетов реализуется более 490 программ дополнительного профессионального образования. В 2022 году студентами цифровых кафедр стали более 10 тысяч человек. К 2030 году на цифровых кафедрах пройдут обучение более 900 тысяч человек.

Университеты являются основными источниками новых идей, открытий и разработок

В университетах - участниках "Приоритета 2030" работают 40,1 процента от общего числа научных сотрудников страны, 33,9 процента от общего числа профессорско-преподавательского состава. И 45,4 процента всех студентов страны (бакалавриат, специалитет, магистратура) обучаются в вузах - участниках программы. В прошлом году - это более 1,1 миллиона очных студентов.

"В этом году мы откорректируем программу "Приоритет 2030". Не все университеты попали в нее. Ранее у нас были ограничения, в том числе по численности: вузы, где учится меньше четырех тысяч студентов, не могли участвовать. Мы исправим эту ситуацию. Кроме того, в программе "Приоритет 2030" заложены принципы ротации. То есть тех, кто был ранее отобран, но не показывает должный результат, могут заменить более заинтересованные вузы", - сообщил глава минобрнауки Валерий Фальков.

По словам министра, у нас на десятилетие три ключевые задачи - привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития страны, популяризация науки, то есть информирование граждан о достижениях и перспективах того, что делается нашими коллегами-исследователями.

Эксперты уверены, что цель программы "Приоритет 2030" амбициозна, но выполнима. "Это одна из самых масштабных в истории нашей страны государственных программ поддержки университетов, направленная на качественную трансформацию вузов-участников", - говорит заместитель директора по развитию "Профилум", руководитель проектов Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России Фарида Гафарова.

В рамках "Приоритета" вузы запустили новые образовательные программы, связанные с цифровыми технологиями и развитием искусственного интеллекта, открыли мегалаборатории (более 500) и образовательные центры совместно с компаниями - лидерами отраслей. Некоторые университеты представили научные открытия в области медицины, физики, кибернетики.

Программа способствует развитию не только науки и инфраструктуры вузов, но и формированию надпрофессиональных компетенций студентов, развитию предпринимательства, изменению культуры взаимодействия вузов между собой и с государственными и частными структурами.

С этим согласна Елена Дружинина, управляющий директор Госкорпорации "Ростех" по кооперации науки и бизнеса: "Российские университеты проснулись от глубоко сна и находятся в поиске своей идентичности, определяют приоритетные научные направления, концентрируются на поиске ключевых партнеров из реального сектора экономики, становятся открытыми для промышленных предприятий".

Вузы являются основными источниками новых идей, открытий и разработок, которые могут иметь важное практическое применение в индустрии. Сотрудничество с промышленными предприятиями ускоряет процесс трансфера технологий на рынок и создания инновационных продуктов и услуг.

Например, на базе НИУ МГСУ, ведущего строительного вуза России, создан консорциум "Строительство и архитектура", который объединяет десять университетов строительной отрасли. Только в 2022 году вуз выполнил свыше 800 научно-исследовательских, научно-технических и экспертно-аналитических работ для более 500 организаций реального сектора экономики.

Прорывные инновационные решения ученых университета помогают сократить сроки строительства, увеличить жизненный срок эксплуатации зданий и сооружений, снизить и оптимизировать трудозатраты, уменьшить операционные издержки.

32 миллиарда рублей составит финансирование программы "Приоритет 2030" в 2023 году

"Участие бизнеса, который является одним из главных заказчиков НИОКР и финансирует их, обеспечивая развитие вузовской науки, очень важно", - говорит Наталья Желанова, заместитель ректора НИУ МГСУ, директор проектного офиса программы "Приоритет 2030".

В Университете МИСИС в рамках направлений "Квантовый интернет" и "Биомедицинские материалы" созданы два самостоятельных структурных подразделения: Институт физики и квантовой инженерии и Институт биоинженерии. Новые институты будут заниматься как научно-исследовательской, так и образовательной деятельностью, направленной на подготовку специалистов будущего для только формирующихся в России отраслей: квантовых и биомедицинских инженеров.

"Я уверен, что к 2030 году в России будет совершенно новая образовательная среда. Меняются времена, технологии и даже студенты - каждый год в университет приходит поколение, которое отличается от предыдущего. Вузы обязаны адаптироваться", - говорит Сергей Исаев, исполнительный директор программы развития "Приоритет 2030" Пермского государственного национального исследовательского университета.

По словам эксперта, программа помогла многим вузам перестроиться на стратегические рельсы. Раньше многие университеты не планировали свою работу на десять лет вперед, изменения были точечными, вузы практически не адаптировались к запросам времени. Сейчас же участники программы "Приоритет" должны продумать стратегию университета - каким он будет в 2030 году - и планомерно идти к этой цели, регулярно актуализируя свои действия и программу развития, проверяя ее на адекватность текущей ситуации.