Красные флаги: 10 сигналов о том, что ваши отношения с ИТ-гигантами абьюзивные

1. Слежка То, что техногиганты собирают огромное количество данных рядовых юзеров, чтобы использовать их для работы своих алгоритмов, давно не секрет. Разумеется, им требуется постоянно обновлять содержимое своего бездонного виртуального хранилища. Благодаря актуальной и информации ИТ-компании поддерживают эффективность рекламы, за которую получают огромные деньги. Кроме того, данные позволяют анализировать рынок и вовремя актуализировать продукты, чтобы пользователи не сбежали к конкурентам. Но не все знают, что бигтех заходит еще дальше. Пользовательские соглашения и так допускают немалое вмешательство в онлайн-жизнь людей, но, например, Google этого оказалось мало. В прошлом году его признали виновным в серьезном нарушении конфиденциальности. Выяснилось, что компания отслеживала местоположение пользователей даже после того, как они отказались от этой опции. За это нарушение на Alphabet Inc. наложили штраф в размере 392 млн долларов. Причем не где-то, а на родине – в США. 2. Обман Отношения, в которых один партнер специально создает атмосферу неопределенности, путает и вводит в заблуждение, чтобы достигнуть своих целей, не назовешь комфортными. А ведь именно так поступают ИТ-гиганты с пользователями. Так, в 2021 году Google и Apple были оштрафованы итальянским Управлением по охране конкуренции и рынка (AGCM) на 10 млн евро за то, что они предоставляли людям намеренно непрозрачные сведения о своих услугах. В регуляторе посчитали, что компании не дали четкой информации о том, как собираются использовать личные данные своих клиентов. Причем в 2020 Google уже получал штраф в 50 млн евро по решению Верховного суда Франции – также за недостаточную ясность в информировании клиентов. 3. Принуждение Хитрость абьюзера-манипулятора: если ввести в заблуждение не получилось, можно принудить. Ведь право выбора в отношениях пользователя и ИТ-гиганта, как показывает практика, бывает только на одной стороне. В январе 2023 года закончились судебные тяжбы по делу Meta*, и закончились очередным огромным штрафом (390 млн евро) в адрес бигтеха. Расследование показало, что в 2018 году, прямо перед вступлением в силу европейского «Общего регламента по защите данных» Meta* резко изменила условия предоставления услуг с формы согласия на контракт. Это было сделано, чтобы обойти ограничения, которые сулило новое законодательство ЕС. Причем люди были просто обязаны принять обновление, ведь в ином случае они не могли получить доступ к своим аккаунтам в Facebook* и Instagram*. 4. Согласие необязательно Еще один оттенок абьюза. Оказывается, ИТ-гиганты могут проворачивать свои схемы, не озаботившись получить даже вынужденное согласие от пользователей. Пример тому – история с Google и Amazon. В 2020 году Национальная комиссия по информатике и гражданским свободам (CNIL) Франции оштрафовала эти две компании за использование файлов cookie без согласия клиентов. Общая сумма штрафа составила 135 млн евро: 100 млн для Google и 35 млн – для Amazon. 5. Никакой конфиденциальности Классическое поведение абьюзера: залезть в переписку, чтобы узнать самую приватную информацию о человеке. И это, как выяснилось, абсолютно нормальная практика для Meta*. В 2021 году независимые журналисты раскрыли, что мессенджер WhatsApp обслуживают как минимум сотни модераторов, которые изучают сообщения пользователей. Формально они проверяют публикации, на которые поступают жалобы, однако в действительности активно просматривают и другие сообщения. 6. Не умеют хранить секреты Неприятно, когда выясняется, что все подробности отношений, все самое интимное и сокровенное, что казалось тайной вас двоих, на самом деле постоянно транслировалось третьим лицам. Речь идет о компании Meta* и ее дружбе с американскими спецслужбами. В мае этого года корпорация Цукерберга получила один из крупнейших штрафов в истории бигтеха. Ирландский регулятор оштрафовал ИТ-гиганта на 1,2 млрд евро за передачу персональных данных европейских пользователей Facebook* в Соединенные Штаты. 7. Рискуют вашей безопасностью Как самый отъявленный эгоист, бигтех заботится только о себе. И он легко готов подвергнуть вас риску, если ему так будет лучше. Это явно видно по политике информирования о критических уязвимостях, которую практикует Google. Несмотря на то, что критические уязвимости представляют большой риск для пользователей, корпорация не спешит о них сообщать, пока это не сделает кто-то за них. В итоге мы получаем следующую ситуацию: выясняется, что в Chrome есть критическая уязвимость, о которой знают хакеры; в Google не отрицают, что в курсе ситуации, но не раскрывают никаких подробностей; пользователям остается лишь гадать, сколько лет их устройства были в опасности из-за использования браузера. 8. Манипуляция Тема манипуляции сознанием пользователей не раз поднималась в контексте влияния бигтеха в реалиях современного мира. Монополия техногигантов в инфополе дает им огромные возможности, в том числе возможности формировать реальность и продвигать определенную повестку. Сомнительные закономерности в продвижении контента не раз замечали на платформах, таких как YouTube. Под каким углом ни смотри, тенденция к радикализации и политизации предложенных материалов явно видна. А так как алгоритмы скрыты от общественности, нельзя сказать ни почему так происходит, ни как с этим бороться. 9. Зависимость Вам кажется, что вы не можете без этих отношений. Существует огромное множество исследований, изучающих зависимость пользователей от социальных сетей. Подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении, что формирование зависимости происходит во многом из-за того, как именно организованы соцсети. ИТ-корпорации настолько преуспели в том, чтобы превратить свой продукт в наркотик, что теперь ничто не может избавить людей от возникшего привыкания. Пользователи Facebook* настолько срастаются с платформой, что на них перестает действовать система мотивации и антимотивации. Независимо от лайков и комментариев они продолжают быть верными своей зависимости, отдавая ей свое время и силы. 10. Плохое самочувствие Одно из главных общеизвестных откровений об абьюзивных отношениях: человеку в них плохо. Опять же, многочисленные исследования продолжают подтверждать, что некоторые продукты бигтеха приносят не пользу, а несчастье пользователям. Яркий пример: Instagram*, пагубное влияние которого на психологическое состояние людей было не раз доказано. Всего семи минут в Instagram* достаточно, чтобы испортить человеку настроение, а постоянного использования хватит, чтобы обеспечить стабильную депрессию, проблемы с самооценкой, расстройства пищевого поведения и много других приятных подарков. Фото: unsplash.com

Красные флаги: 10 сигналов о том, что ваши отношения с ИТ-гигантами абьюзивные
© РИА "ФедералПресс"