Войти в почту

На рынке труда особо востребованы цифровые компетенции

В вузах страны завершен очередной набор на "цифровые кафедры" (ЦК). В новом учебном году, по данным Минцифры России, обучаться на них будут свыше 170 тысяч студентов. В их числе - будущие инженеры, врачи, журналисты, юристы, дизайнеры и другие.

На рынке труда особо востребованы цифровые компетенции
© Российская Газета

Совместный проект минобрнауки и минцифры "Цифровые кафедры" реализуется с 2022 года в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". В нем заявлено 119 вузов из 52 регионов России. Все они участники либо кандидаты на участие в федеральной программе "Приоритет 2030".

Студенты бакалавриата, магистратуры, специалитета или ординатуры могут получить дополнительную ИТ-квалификацию, новые знания и навыки в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники и игр. По итогам они получат диплом о профессиональной переподготовке. За год реализации проекта с информационными технологиями уже ознакомились 65 тысяч человек, еще 15 тысяч завершат обучение до конца 2023 года. А всего с 2022 года на ЦК зарегистрировались 280 тысяч человек. К 2030 году на "цифровых кафедрах" планируется обучить от 900 тысяч до 1,13 миллиона человек.

По оценкам экспертов, в стране дефицит ИТ-специалистов превышает один миллион человек, а если учесть то, что цифровую трансформацию сейчас проходят чуть ли не все компании, то "цифровые" знания нужны абсолютно всем работникам.

"ИТ-специалисты необходимы в каждой отрасли экономики для формирования кадрового потенциала страны, развития кадрового суверенитета, проактивной реализации крупнейших проектов в сфере импортозамещения. Замечательно, что существуют государственные инициативы, с помощью которых вопросы дефицита качественно обученных ИТ-специалистов сейчас возможно решить в тесной кооперации с бизнесом и образовательными организациями", - отметила директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина на российском форуме по управлению Интернетом RIGF-2023.

В качестве примера спикер привела такие проекты, как "Цифровые кафедры", "Цифровые профессии", "Код будущего", а также решение увеличить прием на бюджет в вузах на ИТ-специальности.

Партнерами АНО "Цифровая экономика" уже являются свыше 30 компаний - лидеров цифровой трансформации, которые выразили свою готовность совместно с государством участвовать в образовательном процессе. А всего около двух тысяч индустриальных партнеров у вузов, половина из которых ИТ-компании. Для подготовки ИТ-специалистов вузы разработали около 500 программ дополнительного образования по таким направлениям, как разработчик цифровых продуктов, веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем, системный администратор, искусственный интеллект, разработка мобильных приложений, промышленный дизайн и 3D-моделирование.

На сессии "Сотрудничество университетов с реальным сектором экономики: новые вызовы и требования", состоявшейся на X Международном форуме "Технопром" в Новосибирске, Юлия Горячкина отметила "эталонное взаимодействие бизнес-экспертного сообщества и вузов" в рамках ЦК. "Это сближение компаний и образовательных учреждений исключительно необходимо, чтобы подготовка кадров для цифровой экономики отвечала актуальным и перспективным запросам нового времени. И преподавательский состав должен быть из практиков", - считает она.

Интеграция вузов с будущими работодателями в рамках ЦК очень плотная. Например, в этом году пул, состоящий из 50 экспертов, в том числе представителей крупных компаний, рассмотрел программы по 12 ИТ-направлениям: 874 программы прошли верификацию, а 316 были отклонены как не соответствующие требованиям отрасли.

За год реализации проекта с информационными технологиями ознакомились 65 тысяч человек, еще 15 тысяч завершат обучение в 2023 году

По словам первого проректора Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Сергея Салихова, которые приводит минобрнауки, создание "цифровых кафедр" позволяет вузам усилить связь с индустрией, а студентам - получить дополнительную квалификацию благодаря участию в реальных проектах, реализуемых профильными компаниями.

"Образовательные результаты работы "цифровых кафедр", а именно компетенции в сфере цифровых исследований, в дальнейшем могут быть интегрированы в факультетские треки", - считает проректор Томского государственного университета по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер. В вузе предложили студентам социогуманитарных факультетов пройти дополнительное обучение по дата-аналитике и медиамаркетингу: умение работать с большими данными - одна из важных компетенций для современных исследователей.

Сегодня в стране дефицит ИТ-специалистов превышает один миллион человек

В Новосибирском государственном университете (НГУ) на обучение на ЦК в этом году зарегистрировано более 1500 человек, из них около 900 - студенты НГУ. Дополнительная подготовка по ИТ-профилю ведется по семи программам, среди них "Цифровая трансформация. Введение в искусственный интеллект", "Разработка мобильных приложений", "Цифровая геология" и другие.

"Цифровая кафедра" НГУ создавалась как региональная, поэтому мы заключили соглашения о сотрудничестве с рядом новосибирских вузов, а также с Казанским государственным медицинским университетом. Студенты этих вузов могут обучаться на ЦК НГУ", - пояснили в пресс-службе вуза.

В 2022/23 учебном году ЦК НГУ окончили более 500 человек. А в этом учебном году к проекту подключился Новосибирский государственный технический университет (НГТУ НЭТИ), и сразу 1800 обучающихся как из этого, так и из других вузов. ЦК НГТУ объединила инженерную элиту: в рамках соглашений о консорциуме на кафедре обучаются цифровым компетенциям студенты отраслевых университетов региона.

"Проблем с трудоустройством у ИТ-специалистов или выпускников вузов с ИТ-компетенциями нет. Как правило, уже на старших курсах их уже разбирают компании, предприятия. Например, в подведомственном нашему министерству Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики около 15 процентов выпускников не трудоустроены сразу после окончания вуза, и то это те, кто сам не желает сразу после учебы выходить на работу", - отметил министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь.