Эксперт Владислав Гриб: Нейросети и цифровизация сильно меняют высшее образование
Как сегодня меняются вузы? Каким должен быть преподаватель высшей школы? Что поможет готовить специалистов для современной экономики? Об этом будут говорить на VI Всероссийском профессорском форуме, которых открывается завтра в Москве.
"Российская газета" поговорила с председателем Российского профессорского собрания, завкафедрой конституционного права в МГИМО Владиславом Грибом.
Владислав Валерьевич, тема форума - "Наука и образование как основа развития России". Что здесь главное?
Владислав Гриб: Обсудим в первую очередь взаимодействие с новыми партнерами. Я имею в виду наш "поворот на Восток" - сотрудничество с такими странами, как Индия, Китай, страны БРИКС. У нас очень интенсивное взаимодействие с их вузами и научными институтами, вплоть до открытия филиалов.
Второй момент - это работа университетов в условиях новых цифровых вызовов. Нейросети и цифровизация сильно меняют высшее образование. В ряде вузов у нас уже есть "цифровые" проректоры, но нужно и дальше развивать цифровые навыки у студентов, аспирантов и преподавателей. Поговорим и о снижении бумажной нагрузки на университеты.
Меняется высшее образование, меняется и преподаватель высшей школы. Как?
Владислав Гриб: Я тоже преподаю в университете, поэтому для меня это вдвойне важно. Главное сегодня - сделать так, чтобы у студентов была мотивация к учебе. Знания, навыки - все нужно. Но без мотивации все будет впустую. У нас есть понятие преподаватель-исследователь. Сегодня нам нужно растить студентов-исследователей. Таких, которые не останавливаются только на тех знаниях, которые они получают в вузе, а идут дальше, в научно-исследовательскую деятельность, в научные сообщества.
Нейросети могут помогать студентам в сборе информации как прикладной инструмент. Но не так, чтобы нажал кнопку - и получил готовый диплом
Современный преподаватель вуза, конечно, должен также чувствовать связь с работодателем и держать обратную связь с выпускниками. И, конечно, быть в "цифре". Без информационных технологий сегодня никуда. Но не все пока перестроились. У нас за окном - цифровая эпоха. Надо искать новые подходы, методики к преподаванию традиционных дисциплин.
Кстати, что вы думаете об использовании искусственного интеллекта при написании дипломов?
Владислав Гриб: Я бы не стал этому мешать, но ввел бы некоторые ограничения. Нейросети могут, например, помогать в сборе информации как прикладной инструмент. Но не так, чтобы нажал кнопку - и получил готовый диплом. Вообще, при защите дипломов нужно уделять внимание не только и не столько письменному тексту, сколько всесторонней и глубокой дискуссии по теме диплома. Вот это проблема: некоторые преподаватели принимают защиты очень формально. Главное, чтобы текст был, галочку поставили. А нужна именно защита научной работы - так мы увидим, есть ли у выпускника знания.
Как влияют ограничения в связи с международной ситуацией на работу вузовского преподавателя?
Владислав Гриб: Авторитет российских преподавателей, ученых и университетов, российской науки в целом таков, что, какие бы ни были ограничения и санкции, у многих коллег сохранились хорошие личные контакты с преподавателями из Европы, из недружественных государств. Российские ученые продолжают публиковаться в зарубежных журналах, их приглашают на конференции. Я не вижу тотального разрыва отношений. Да, какие-то программы приостановлены, какие-то идут менее интенсивно. Но отношения сохранились. Возможно, я это говорю как гуманитарий, а в научно-технической сфере, наверное, чуть больше проблем, так как ушли индустриальные партнеры. Но пришли новые - из Юго-Восточной Азии, например Китай. Идет процесс замещения.