Войти в почту

Современные технологии вернули голос нижегородскому органу XIX века

Уникальный роликовый орган шарманочного типа, созданный нижегородским мастером Павлом Ананьиным в XIX веке, снова обрел голос благодаря современным технологиям. 29 октября старинный инструмент впервые за многие десятилетия вновь зазвучал в Усадьбе Рукавишниковых. Об этом сообщает корреспондент ИА «В городе N» с места событий.

Современные технологии вернули голос нижегородскому органу XIX века
© В городе N

У органа непростая судьба, овеянная легендами. Как рассказал директор Технического музея Вячеслав Хуртин, подобные инструменты раньше использовались в ресторанах и тавернах. Орган Павла Ананьина тоже стоял в питейном заведении в центре Нижнего Новгорода. Известно, что мастер обучался в Германии и за свою жизнь создал два или три таких инструмента. Предположительно, один из них хранится в Санкт-Петербурге.

К сожалению, мы очень мало знаем об этом инструменте, информация передавалась от продавца к покупателю, не исключено, что где-то есть и вымысел, — отметил Вячеслав Хуртин.

Впоследствии органы начали вытеснять другие аппараты, и их "голоса" стали все реже звучать в ресторанах.

После революции инструмент Павла Ананьина приобрел мясник из Марий Эл и увез, погрузив на свою подводу. А впоследствии нижегородский раритет оказался в деревне под Кировом.

Жизнь этого органа могла закончиться, скорее всего, на свалке. Но 15 лет назад я случайно увидел объявление о его продаже. Цена была достаточно высокой, примерно равной стоимости автомобиля. Сначала его хотели перекупить конкуренты, начался торг, но потом они решили, что восстановить его невозможно и отказались, — рассказал Хуртин.

В итоге директор Технического музея приобрел этот уникальный инструмент и вернул его на родину в Нижний Новгород. Сначала Вячеслав попытался восстановить его самостоятельно, потратив на это полгода. Затем он отреставрировал корпус инструмента, после чего раритет занял место в экспозиции.

До недавних пор инструмент стоял в музее в нерабочем состоянии, и у меня всегда была мечта оживить его, ведь орган должен играть, хотелось услышать звук из прошлого. В итоге я смог найти людей, который помогут мне в этом. Ребята из Нижегородской консерватории заинтересовались, и мы начали его оживлять. Инструмент очень сложный, и просто покрасить его и что-то заменить недостаточно, - пояснил Хуртин.

По его словам, прежние владельцы уже пытались реставрировать орган, но принесли ему больше вреда, чем пользы.

Над восстановлением и оцифровкой звучания органа работал нижегородский музыкант и программист Илья Ефимов. С помощью современных технологий был воссоздан настоящий голос инструмента, где сохранено и клацанье клапанов, и вздыхание мехов, которые наполняют трубы воздухом. Благодаря цифровой копии удалось восстановить аутентичное звучание.

Мы надеемся, что наш орган услышат во всем мире. Работа была очень интересная. Не все трубы старинного инструмента сохранились рабочими, некоторые оказались с трещинами, пришлось их воссоздавать различными способами. Перед нами стояла задача сделать такой инструмент, на котором можно сыграть все, что угодно, а не только то, что запрограммировано. Иногда приходилось догадываться, как звучали трубы, — поделился Ефимов.

В ходе музыкального вечера специалисты продемонстрировали гостям возможности цифровой копии органа, а студенты консерватории исполнили под его аккомпанемент городские романсы.

Подобных мероприятий в нашей Усадьбе Рукавишниковых еще не было. Мы давно работаем с различными музыкальными инструментами и аппаратами, и сегодня сделан еще один шаг вперед. В сотрудничестве с Нижегородской консерваторией при помощи IT-технологий был оживлен уникальный орган. Работа велась почти год, — сообщил генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов.

Вячеслав Хуртин также выразил уверенность, что работа будет продолжена, и орган удастся оживить не только с помощью компьютера.

Это достаточно сложно, многие трубы пришли в негодность. Сейчас у нас на реставрации находится еще более старый инструмент, изготовленный в середине XVIII века. Но у него трубы оловянные, и они живые спустя много лет. Однако я надеюсь, что орган Павла Ананьина получится восстановить, — заявил он.

Напомним, уникальный рояль XIX века прозвучал на нижегородской Стрелке.