В Саратове прошла первая экскурсия в усадьбе художника Борисова-Мусатова
Прошла первая экскурсия после реставрации музея-усадьбы художника Виктора Борисова-Мусатова. Мемориальный дом в Саратове отреставрировали в числе 23 других памятников культурного наследия по региональной программе, принятой по инициативе председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина.
Окно в сад
- В те времена размеры дома измерялись не квадратными метрами, как сейчас, а количеством окон. В доме Мусатовых на фасаде здания четыре окна: два - в гостиной, два - в кабинете отца, - рассказывает заведующая музеем-усадьбой - филиалом Радищевского музея Элеонора Белонович.
Однако самое "известное", если так можно выразиться, окно было в комнате, где рос будущий художник, и оно выходило в сад. Именно его все в цветах и вьющихся растениях живописец изобразил на одной из своих знаменитых картин.
Этот дом на улице Вольской, 33 (тогда у него был другой адрес: Плац-парад, 13), Мусатовы купили вскоре после рождения сына. Отец и мать художника - потомки крепостных крестьян, служили камердинером и горничной у саратовских дворян Шахматовых и сумели на этой службе накопить денег на покупку своего дома.
Во дворе дома находился небольшой, но пышный сад с кустами сирени, цветами. И сад, и дом, как считают знатоки творчества знаменитого художника, были для него постоянным источником вдохновения, они изображены на многих его картинах.
И теперь, выглянув из мусатовского окна, можно увидеть сад, точнее его часть, постепенно возрождаемую музейщиками.
Заведующая музеем-усадьбой Элеонора Белонович у "мусатовского окна" в сад. Фото: Куликов Андрей/РГ
Путь длиной в век
Большая часть сада не сохранилась, в 30-е годы прошлого века на его месте появился корпус мебельной фабрики. Да и сам дом уцелел, можно сказать, чудом. А хлопоты по созданию здесь музея художника заняли, без преувеличения, почти сто лет.
Уже после отъезда юного Виктора на учебу в Москву его мать реализовала давний семейный проект - построила второй этаж над своим домом и стала сдавать его в аренду, а сама перебралась в небольшой деревянный флигель во дворе.
- Художник жил и работал в нем, приезжая на лето из Москвы и Парижа. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова, - рассказывает ученый секретарь Радищевского музея Елена Савельева.
В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы многие из его самых известных шедевров.
Впервые о планах по открытию музея художника в Саратове заговорили еще в 20-е годы прошлого века. И только в 1984 году решением горсовета Художественному музею имени А. Н. Радищева была передана часть усадьбы - как раз этот флигель. А еще через полтора десятка лет после завершения затянувшихся реставрационных работ, в 2000 году, здесь открылся дом-музей художника.
Все это время усадьба была музеем только "наполовину", поскольку в основном двухэтажном здании продолжали жить люди. Последние жильцы были отселены отсюда только восемь лет назад.
Реставрационные работы в основном здании усадьбы были начаты в прошлом году. Средства на реставрацию выделили из федерального бюджета.
Строители укрепили фундамент дома, находившегося в аварийном состоянии, пришлось восстанавливать часть кирпичной кладки, сделали новую кровлю, провели коммуникации, выполнили внутреннюю отделку здания.
При этом реставраторы стремились максимально сохранить старый дом. Сберечь старинную лепнину и розетки на потолках удалось на 80 процентов. Отреставрировали деревянную лестницу на второй этаж, пришлось заменить всего несколько балясин. На неоштукатуренном участке стены на втором этаже здания теперь можно увидеть кованые шляпки больших старых гвоздей и старинное клеймение на кирпичах.
История старой визитки
Во время реставрации под досками пола рабочие обнаружили старую визитку и отдали ее музейным работникам.
Как выяснилось, визитная карточка принадлежала предпринимателю Андрею Степанову, одному из самых известных в городе продавцов популярной в те годы хлопчатобумажной ткани - сарпинки и одежды из нее.
По мнению Элеоноры Белонович, такая находка является еще одним подтверждением того, что художника и этого коммерсанта связывали деловые отношения.
Как известно, Борисов-Мусатов прославился своими женскими портретами. В отечественной культуре понятие "мусатовские женщины" почти столь же известно и значимо, как "тургеневские девушки".
Будучи прекрасным портретистом, главное внимание все же художник отдавал психологическому состоянию своих героинь, настрою и чувствам, которые стремился передать зрителю картины. Однако при этом был очень внимателен к деталям.
Как рассказывают искусствоведы, он специально заказывал образцы тканей нужных ему расцветок для создания одежды героинь на своих картинах.
Кроме того во время реставрации сделаны еще более интересные находки. В погребах были обнаружены старинные кисти и даже неизвестные ранее этюды. Был ли их автором Борисов-Мусатов, должна установить искусствоведческая экспертиза.
Новый взгляд
Сейчас реставрационные работы завершены и музей-усадьба уже принимает первых посетителей.
Как сообщили в музее, сначала для публики откроется мемориальный флигель, возобновятся экскурсии, творческие встречи в саду - "зеленой мастерской", и музыкальные вечера.
Основное двухэтажное здание музея еще предстоит оснастить специальным оборудованием, датчиками температурно-влажностного режима, дополнительной системой безопасности.
В дальнейшем здесь также планируется проводить выставки саратовских художников "как связующей нити" между наследием прошлого и современным искусством.
Отреставрированная усадьба станет большим подарком для всех поклонников русского символизма и отечественного изобразительного искусства. Кроме того, как считают в музее, теперь появилась возможность по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с творчеством и биографией художника.
- Всегда считалось, что известная картина "За вышиванием" была написана на веранде флигеля, но после того как мы увидели обновленную террасу дома, заметили сходство изображенного на картине с реальностью. Появилось понимание: с этим вопросом нужно теперь заново разбираться. Обновленное пространство начинает по-новому работать, оно с тобой разговаривает, - делится Элеонора Белонович.
Кроме того, музей-усадьба Борисова-Мусатова интересен еще тем, что это образец гражданской городской архитектуры конца XIX века. Таких зданий, тем более со двором и садом, да еще в центре Саратова, сохранилось совсем немного.
Кстати
В доме-музее Павла Кузнецова в Саратове открылась выставка "Пространство символизма. По направлению солнца" младших товарищей Виктора Борисова -Мусатова, трех друзей: живописцев - Павла Кузнецова и Петра Уткина и скульптора Александра Матвеева. На выставке представлены работы этих выдающихся мастеров как из собрания Радищевского музея, так и из частных коллекций. Выставка работает до 17 декабря.