Войти в почту

Нобелевка по химии могла бы быть нашей

Нобелевка по химии могла бы быть нашей
© Мир новостей

Многие испытали гордость за первооткрывателя нанокристаллов из России, но не преминули упрекнуть его в предательстве родины. Специалист в области физики твердого тела и оптики 24 года назад уехал жить в Штаты и стал главным научным сотрудником в компании Nanocrystals Technology. Присуждение престижной международной премии выходцу из России, сменившему гражданство ради того, чтобы с большей эффективностью отдаваться науке, снова подняло в обществе больную тему утечки мозгов.

МАЛЕНЬКИЕ ЧАСТИЦЫ БОЛЬШОГО УЧЕНОГО

78-летний Алексей Иванович - уроженец Ленинграда. Здесь он родился, здесь учился на физфаке Ленинградского госуниверситета, здесь в 1974 году стал кандидатом, в 1989-м - доктором физико-математических наук. Работал в Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе (ФТИ), а затем в Государственном оптическом институте имени С.И. Вавилова (ГОИ), где с 1979 по 1990 год вместе со своим учеником и соратником Алексеем Онущенко «выращивал» микрокристаллы в стеклообразных матрицах, и в 1981 году впервые в мире «вырастил» в стеклах квантовые точки в виде крошечных кристаллов хлорида меди.

В рамках проводимых исследований советским ученым удалось контролируемым образом изменять спектральные характеристики квантовых точек, варьируя лишь размер выращенного нанокристалла. Говоря простым языком, изменение размера нанокристаллов правильно выбранного полупроводникового соединения позволило получить излучение красного, зеленого и синего цветов, а уже сочетая их, добиться всей гаммы цветов и оттенков. Если еще проще - ученые, «играя» размерами квантовых точек, «научили» их приобретать заданные цвета. Например, крупные квантовые точки размером около 5 нанометров испускают красный и оранжевый свет, а точки размером 2-3 нанометра - цвета фиолетового оптического спектра…

- В начале 1990-х (в перестройку наука в СССР стремительно превращалась в бедную падчерицу. - Ред.), - вспоминает сегодня Алексей Онущенко, - Алексей Иванович часто выезжал в Европу, сотрудничая с различными научными коллективами по начатой нами тематике. Возможно, Александр Эфрос (советский физик-теоретик, работавший в ФТИ и также принимавший участие в научных экспериментах сотрудников ГОИ. - Ред.), еще раньше уехавший в США, способствовал его переезду в Америку в 1999 году. Думаю, у них была совершенно понятная человеческая мотивация: люди всегда ищут место, где они лучше смогут себя проявить, где они будут наиболее востребованы и признаны.

Quantum dot на службе у человека

Нобелевские лауреаты - 2023 по химии получили награду за синтез квантовых точек - quantum dot(QD). Екимов и Брюс независимо друг от друга синтезировали QD, а Бавенди сыграл важную роль в изучении свойств этих наноструктур. QD — это мельчайшие полупроводниковые нанокристаллы. Они являются не отдельными элементарными частицами, а системами, состоящими из десятков или сотен тысяч атомов и молекул. Сегодня QD повсеместно используются в светодиодных лампах, плоских жидкокристаллических мониторах и телевизорах нового поколения, в хирургии для подсвечивания злокачественных опухолей, чтобы облегчить процесс их удаления, и даже входят в состав чернил для защиты документов и ценных бумаг от подделок. В будущем с помощью квантовых точек будут создавать гибкую электронику, в том числе бытовую, крошечные датчики, более тонкие солнечные элементы и зашифрованную квантовую связь.

ВСЕ ДЕЛО В ПРОЦЕНТАХ

Большинство людей, упрекающих ученых в отъезде из страны, уверены, что все дело в деньгах. Мол, побежали за длинным долларом. Что ж, получать достойную оплату за свои ум и талант - это нормально, но все же основные причины эмиграции кроются именно в тех самых востребованности, признании и накопившейся усталости от вечного унижения перед бюрократами, которые хотят выделят, а хотят не выделят деньги на лабораторные испытания, приборы, расходники, оплату статей в престижных специализированных журналах… Ученые должны творить, а не бегать с протянутой рукой по высоким кабинетам.

Все страны мира уже десятки лет воюют за мозги ученых и изобретателей. Кто создаст для них лучшие условия, к тому они и едут. Но любая страна, уважающая своих специалистов только на словах, столкнется с утечкой мозгов. Закон жизни и история знают тому немало примеров. Отъезд за океан Алексея Екимова - явно сюжет из заезженной оперы про накопившуюся усталость от происходящего внутри отечественной науки. Взять хотя бы лабораторное оборудование. Его или нет, или оно морально и физически устарело. Многие российские ученые вынуждены работать на том, что осталось со времен СССР. Для создания прорывных технологий и инноваций оно вряд ли подойдет, правда?

В начале этого года вице-президент РАН и председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон заявил, что за последние пять лет Россия потеряла 50 тысяч научных сотрудников и при таком положении вещей о технологическом и научном суверенитете страны не может быть и речи.

Удивляться происходящему, по крайней мере, странно, учитывая, как Россия финансирует науку. Кто не в курсе, это всего 1,1% внутреннего валового продукта (ВВП). У США и Китая эти проценты в два раза выше. Казалось бы, всего-то в два раза! Вот только Штаты и Поднебесная находятся на первых позициях среди стран с высоким ВВП, а Россия даже в первую десятку этого списка не входит. В 2023 году из бюджета РФ на технологическое развитие было выделено 1,2 трлн рублей, из которых 559 млрд рублей (в пересчете на доллары -

5,6 млрд) направлены на научные исследования и разработки. Америка в нынешнем году на науку потратит 84 млрд долларов - в 15 раз больше. Зато у нас есть другие «достижения»: суммарный убыток компании, которая инвестировала бюджетные деньги в нанотехнологии, развитие наноиндустрии и в нанопроизводства - да-да, то самое детище Анатолия Чубайса под названием «Роснано», - в 2020-2022 годах составил 85,3 млрд рублей. А на днях, как сообщило информагентство «Интерфакс», чистый долг АО «Роснано» на 30 июня 2023 года составлял 95,56 млрд рублей. Это все, что вы хотели бы знать о финансировании российских нанотехнологий.

Первый, но не единственный

За 122 года существования Нобелевской премии ее лауреатом по химии от нашей страны единственный раз в современной истории стал в 1956 году физико-химик Николай Семенов за теорию разветвленных цепных реакций. В 1977-м Нобелевку по химии получил выходец из России Илья Пригожин за работы по термодинамике необратимых процессов и теорию диссипативных структур. Родился ученый в России в 1917 году, но, учитывая, что семья Пригожиных эмигрировала в Бельгию, когда будущему нобелевскому лауреату было всего 4 года, нашим его считать вряд ли можно.

ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ?

Научный руководитель Института океанологии РАН, академик, доктор физико-математических наук Роберт Нигматулин неоднократно рассказывал, в каком удручающем положении находится сейчас российская наука, попутно назвав реформы, проводимые в науке и образовании, вредительскими, ухудшающими ситуацию и сильно влияющими на молодежь. По словам академика, многие молодые ученые уезжают за границу из-за отсутствия подходящих условий для работы и обучения. Без кратного увеличения финансирования исследований, считает ученый, не получится остановить утечку мозгов - талантливые люди и дальше будут уезжать в поисках лучших условий.

…Физики Андрей Гейм и Константин Новоселов эмигрировали в Англию в 1990-е, а в 2010-м получили Нобелевскую премию по физике за работу над самым тонким в мире материалом - графеном. Советский математик Владимир Вапник в 54 года эмигрировал в США и создал теорию статистического машинного обучения, ставшую важным шагом в разработке нейросетей. Максим Концевич уехал из России в Германию в 1993 году, а спустя пять лет удостоился Филдсовской премии (аналога Нобелевской премии для математиков) за доказательство теоремы Виттена об эквивалентности двух моделей квантовой гравитации. В начале 1990-х в возрасте 43 лет советский физик Андрей Линде эмигрировал в США и там создал и разработал новую инфляционную модель Вселенной…

Вправе ли нынешние россияне считать Нобелевскую премию по химии - 2023 нашей? Почему бы и нет, если да? Хотя максимальных результатов Алексей Екимов достиг на Западе, но как личность и ученый он все же сформировался в советской и российской научной среде, и этот факт никуда не исчезнет из его биографии даже при наличии американского паспорта.

Елена Хакимова.

Фото: AP/ТАСС,

LEGION-MEDIA