Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев: Стоянки людей здесь появились еще в бронзовом веке

Ежегодно археологи обнаруживают на территории Москвы тысячи артефактов. Каждую находку внимательно изучают. Некоторые из них дают ученым повод подтвердить или опровергнуть почтенный возраст Москвы. Стоит ли столицу делать древнее? Жаркие споры на эту тему не утихают до сих пор. Каким источникам доверять и готовят ли новые находки переворот среди ученых — на эти и другие вопросы ответил главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.

Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев: Стоянки людей здесь появились еще в бронзовом веке
© Вечерняя Москва

Официальный возраст Москвы — 876 лет. Несмотря на это, ученые до сих пор не оставляют споры: а не древнее ли наш город, не стоит ли добавить ему еще лет? На этот непростой вопрос в интервью «Вечерней Москве» ответил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.

— Леонид Викторович, периодически разгорается дискуссия о возрасте Москвы. У ученых есть разные точки зрения по этому поводу. Одни считают, что Москве больше, чем 876 лет, другие же настаивают на принятой официально точке отсчета — 1147 год. Так что же верно?

— Точки зрения действительно есть разные. Стоит вспомнить, что такая дата утвердилась в XIX веке, когда, собственно, и развивалась современная российская историческая наука. Это время, когда укрепляется доверительное отношение к хроникам и летописям. Конечно, порой такое доверие можно назвать чрезмерным. Так, всем известный Николай Карамзин, изучая Ипатьевскую летопись, обратил внимание на сообщение о встрече князей в ходе междоусобной войны на территории Москвы в 1147 году. Он и предложил отсчитывать возраст Москвы от этой даты. Большинство ученых с этим согласилось. Правда, в дальнейшем среди них начался спор о самой дате. Определенная Карамзиным в марте, она оказалась неверной — историк, археолог, этнограф позапрошлого столетия Иван Снегирев перенес ее на апрель. Однако сам факт определения возраста он не оспаривал. Так родилась традиция, хотя именно день празднования основания Москвы частенько «гулял» по календарю. При Николае I она была назначена 1 января. Сталинское решение было о переносе на осень.

— Но конкретно 1147 год — остался. Хотя ведь до XII века здесь тоже жили люди, так?

— Конечно, жили. Но здесь стоит разделить понятия города и тех, кто селился на территориях, которые сейчас именуются Москвой. Если мы говорим о втором аспекте, то стоит напомнить, что с наступлением эпохи металла и бронзы — это V–IV тысячелетия до нашей эры — здесь фиксируются стоянки людей, образовываются и постоянные поселения. Причина тому — появление и развитие сельского хозяйства. Нельзя сказать, что этот регион был сильно заселен.

Со временем складывается Дьяковская археологическая культура. Это железный век. Настоящей загадкой для науки остается вопрос, куда же в итоге делись эти люди в VII-VIII веках нашей эры. Но история продолжается, и уже в IX–X веках сюда приходят финские и балтские племена. Мы находим артефакты того периода, но пока не можем найти их поселений. Позднее здесь мирным образом появляются славяне — племя вятичей. Ареал их расселения очерчен примерно в районе Москворечья. Видимо, именно здесь, в уединенных лесных массивах, и сошлись колонизационные потоки вятичей и кривичей. Здесь они нашли источник спокойной, безопасной и относительно сытой жизни.

В этот же период растет и количество сельских поселений — их становится гораздо больше, чем в железный век и в финско-балтское время.

Со временем население растет, в связи с этим более актуальным становится наличие вооруженной силы. Ко всему прочему эта территория располагалась на пересечении торговых и военных маршрутов и с XII века начинает появляться на страницах летописей именно как транзитный пункт. Но пока это не княжеский город со своим центром власти. Его можно назвать, скорее всего, укрепленным фортом.

— И с времени появления этого укрепления можно вести отсчет возникновения города?

— Здесь важно вспомнить критерии понятия «город». Это вопрос методологии, когда для определения города говорят как минимум о сотне показателей. Во-первых, город — это некая огороженная и относительно безопасная территория. Во-вторых, город подразумевает разделение ремесла и сельского хозяйства. Безусловно, здесь были поселения до 1147 года. Самое раннее из датированных славянских селищ, обнаруженное возле современного Данилова монастыря, относится к X столетию.

Но это было еще сельское поселение, а не город. Традиционный подход говорит нам о появлении центра военной и административной власти на Боровицком холме и последующем разрастании его на соседние территории. Свою защиту территориям предложил князь Юрий Долгорукий.

— И это уже некий старт городского развития?

— Здесь важно понимать, что сбор князей с дружинами требует значительной подготовки: всех этих людей надо где-то разместить, накормить. К тому же само место должно быть для такой группы людей безопасным. Получается, что к 1147 году Москва уже должна представлять из себя достаточно крупный и укрепленный населенный пункт.

— В который как раз приходит князь Юрий Долгорукий...

— Да, и именно у него народ просит защиты. И такие договорные отношения были выгодны: населению проще было заплатить за защиту и покровительство военным дружинам, которые как раз не занимались сельским хозяйством. «Крыша» в лице князя и его дружины выполняла военную, защитную и судебную функции. В свою очередь, округа их кормила и вооружала. Вот для расположения этого контингента и хранения запасов и появляется административный центр на господствующей высоте. И эти процессы относятся именно к XII веку.

— Леонид Викторович, а насколько мирно проходил процесс объединения сельских поселений с вот таким формирующимся административным центром?

— По-разному. Последние территории вятичей теряют независимость как раз в XII столетии. Среди них были и свои несогласные с таким раскладом — часть этого населения уходит на Теплостанскую возвышенность. Сегодня мы видим много сохранившихся курганов. Скорее всего, это то население, которое ушло от княжеской власти и стало жить независимо.

— Кстати, раз мы говорим об артефактах и подтверждении гипотез ученых с помощью археологии: а какая самая древняя находка, обнаруженная на территории столицы?

— На протяжении долгого времени древние человеческие останки или орудия периода палеолита находили и севернее современной Москвы, и южнее, но никак не в границах города, пока известный археолог, академик Анатолий Деревянко, гуляя по Нескучному саду, не обнаружил палеолитическое орудие. Было установлено, что эти самые древние столичные палеолитические отщепы имеют возраст 30 тысяч лет. А вот находки более позднего периода — эпохи мезолита и неолита — в Москве находятся гораздо чаще. Их, к примеру, обнаружили при реконструкции фонтана у Большого театра или в районе Воспитательного дома. Но все эти находки не прибавляют Москве лет именно как городу.

Очень интересна одна из последних находок на биржевой площади. Это были так называемые пломбы, которыми клеймили связки шкур. Мы их отправили на анализы, строя догадки — окажутся ли обнаруженные артефакты ранее XII века. Могло оказаться, что нет, и тогда можно было бы говорить о более ранних средневековых правилах торговли. Но большого открытия с точки зрения новых дат не произошло. XII век остался базовым для развития города.

— Археология в большом городе всегда сложна. Леонид Викторович, насколько активно сейчас ведутся раскопки на территории Москвы? Где сосредоточены работы нынешнего года?

— В этом году развернуты исследования по 16 крупным объектам, не считая работ по разведкам. Это объекты преимущественно XVI–XIX столетий. С начала года и до настоящего времени археологами уже обнаружены 7,2 тысячи находок. Надо сказать, что ежегодно археологи обнаруживают порядка 12–15 тысяч предметов. Но мы не гонимся за количеством.

Это не спортивное состязание. Для нас гораздо важнее исторический и научный контекст каждого артефакта, его изучение. Больших открытий с точки зрения профессионального интереса ждем от раскопок в районе Китай-города, а именно — Чижевского подворья. Важны для изучения и присоединенные округа. Там есть и курганы, и территории старинных усадеб. Троицкий и Новомосковский округа еще предстоит открыть для науки.

— Число находок за последние годы измеряется тысячами. Как их изучают, куда и спустя какое время они попадают?

— Археология — это не только поиск затерянных кладов в духе Индианы Джонса. Прежде всего это историческая наука: труд, который требует специальных знаний и опыта. И даже раскопки в центре Москвы, улицы и площади которой хранят немало свидетельств ушедших эпох, — это важная, но не единственная часть археологических работ. Находки нужно не только извлечь, но и тщательно обработать, изучить и сохранить для следующих поколений. Одни реставраторы работают с металлом, другие — с керамикой или фарфором, так как у каждого материала свои специфические химические свойства.

— Каков дальнейший путь находок?

— Все обнаруженные артефакты после изучения передают в профильные музеи — Музей Москвы или Музей археологии Москвы, государственный исторический музей. Иногда получается сделать экспозиции буквально по «свежим следам», иногда приходится долго и кропотливо работать над находками, чтобы составить интересную и понятную для зрителей выставку.

— Но не все же артефакты увидят москвичи и туристы, устремляющиеся в выставочные залы?

— Нет: не все. Музейные фонды и выставочные залы не способны принять все обнаруживаемые в Москве артефакты. Археологи со своей стороны способствуют тому, чтобы артефакты попадали в фонды в максимально подобающем виде. Некоторые находки реставрируют в том числе инвесторы, привлекающие грамотных специалистов со стороны. Ведь те же строительные работы ведутся не только городом, но и инвесторами, которые стараются привлекать на свои определенные площадки археологов и реставраторов. Это очень кропотливый, усердный труд, результатом которого может стать в том числе экспонирование особо важных образцов в музеях.

— А насколько важна грамотная подача обнаруженных артефактов?

— Вопрос работы самых разных специалистов: археологов, реставраторов, художников, дизайнеров, музейных сотрудников всегда актуален. Важно показать зрителю историю — уникальную, интересную, порой даже захватывающую, которая приоткроет небольшую завесу в окно прошлого нашего города. Выставки проходят в обустроенных залах, а над расположением света и самих стендов работают несколько специалистов. Зрелищность нужна, это бесспорно. И ее создает всегда целая команда. Важно понимать, что каждый из старинных предметов отражает частичку истории столицы и рассказывает о жизни и традициях целых поколений москвичей. Любые археологические работы и исследования на территории города проводятся под контролем столичного Департамента культурного наследия.

— А горожане обнаруживают артефакты?

— Да, такие случаи есть. Стоит запомнить: при обнаружении на территории Москвы предмета, похожего, на ваш взгляд, на археологический, вы обязаны сообщить об этом в Департамент культурного наследия города. Объектами археологического наследия считаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах. Ими могут быть городища, курганы, селища, стоянки, каменные изваяния и другое. Но помните: самостоятельно исследовать объект, имеющий признаки объекта археологического наследия, нельзя. На это имеют право только профессиональные археологи, оформившие соответствующие документы.

ФАКТЫ

На территории Городской клинической больницы № 23 имени Давыдовского обнаружили медную медаль в память о коронации императрицы Анны Иоанновны. Она была отчеканена на Московском монетном дворе в 1730 году. Медаль пролежала в земле несколько столетий и была сильно повреждена коррозией. Реставраторы очистили и восстановили ее.На этом же месте обнаружили другие артефакты. Один из древнейших — фрагмент глиняной расписной игрушки-всадника. Она датируется XVI веком. Археологи также нашли гладкие расписные печные изразцы и белоглиняный подсвечник с ручкой XVIII века и еще один фрагмент игрушки XVIII– XIX веков — расписную статуэтку музыканта с гитарой из белой глины.На Тверской и Долгоруковской улицах обнаружили курительные трубки конца XVIII — начала XIХ века. Кроме того, на Тверской улице нашли несколько аптечных гирек XVIII–XIХ веков.Столичные археологи отреставрировали 97 монет конца XIX — начала XX века. Из них 59 серебряные, а остальная часть — медные деньги. Общая сумма составила 35 рублей 50,5 копейки. Самые поздние монеты — 20 копеек 1915 года. Клад был обнаружен во время археологических наблюдений на Долгоруковской улице. Решено передать его в Музей Москвы.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Более 4 тысяч предметов, имеющих историческую ценность, обнаружили археологи в этом году. В 2022-м специалисты нашли около 12 тысяч артефактов, а за последние 12 лет — почти 90 тысяч. Исторические предметы часто обнаруживают во время обычных работ по благоустройству. В числе таких случайных находок — металлический сейф, изготовленный более 100 лет назад на заводе «Меллер». Артефакт обнаружили в 2020 году при расширении полосы отвода путей Курского направления Московской железной дороги в районе улицы Казакова. А в хозяйственной яме на Гоголевском бульваре археологи нашли кремневое орудие эпохи неолита — нож или наконечник дротика.