Для чего сотовые операторы просят подтвердить персональные данные

Операторы сотовой связи стали активнее рассылать уведомления, в которых просят абонентов подтвердить персональные данные. Если этого не сделать, возможна блокировка номера, предупреждают они. При этом ссылаются на ряд нормативных актов и требование Роскомнадзора.

Для чего сотовые операторы просят подтвердить персональные данные
© Парламентская газета

От террористов и мошенников

Подобные рассылки в ходу не первый год, однако сейчас их количество выросло в разы. Многие СМИ растиражировали информацию, что массовой блокировке подвергнут в августе до семи миллионов сим-карт. Что же на самом деле?

Еще в 2018 году вступили в силу поправки в Закон «О связи», инициированные председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Они были направлены прежде всего на борьбу с серыми сим-картами, чтобы их не могли использовать террористы и мошенники. Документ регламентировал, что предоставлять услуги связи операторы вправе только абонентам, которые сообщат им достоверные сведения о себе.

Следующие изменения последовали с законом от 2 июля 2021 года № 319-ФЗ. Он наделил Роскомнадзор полномочиями проверять корректность внесенных операторами данных.

«Для предотвращения правонарушений в сети, в том числе мошенничества и телефонного терроризма, операторы должны идентифицировать абонентов в установленном порядке или прекратить оказание услуг связи для пользователей сим-карт, по которым в базах данных оператора нет сведений об абонентах или они не актуальны», — подтвердили «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.

Миллионные штрафы за вранье

Роскомнадзор разработал информационную систему, которая позволяет анализировать, как соблюдаются требования к идентификации абонентов. Для качественного мониторинга авторы предусмотрели необходимые технические условия.

Всего в России 43 оператора мобильной связи. Им дали время, чтобы актуализировать базу и подключиться к системе с января по август 2023 года. Пока сведения поступили о 216,7 миллиона абонентов — это 65 процентов от общего числа. При этом 4,4 процента сообщений содержат неточности. В среднем же за неделю корректируется около 3,1 миллиона записей о клиентах, уточнили в пресс-службе.

«Сим-карты неустановленных абонентов операторы связи в конечном итоге будут обязаны заблокировать. А выявление подобных активных симок может грозить им привлечением к ответственности по статье 13.29 КоАП», — подытожили в Роскомнадзоре.

Речь хоть и идет об административном наказании, но суммы придется выложить немалые. Например, если оператор связи игнорирует правила проверки сведений об абонентах, в том числе юрлицах и индивидуальных предпринимателях, либо оказывает услуги при неподтвержденных ими данных, должностных лиц оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, а компанию — от 300 до 500 тысяч рублей. Зато отсутствие или некорректная информация об организации или индивидуальном предпринимателе в единой системе идентификации и аутентификации — это уже потеря от 100 до 200 тысяч рублей для должностных лиц и от одного до двух миллионов рублей — для юридических. И наказать могут не только за такие нарушения. Возможно, это тоже подстегивает их следовать букве закона.

Снять номер с мертвеца

Сами операторы уверяют, что в один момент никого от сети не отключают. А причины, по которым клиенту могут прислать уведомление, не обязательно связаны с его противоправными действиями.

«Запрос на подтверждение данных может прийти, если, например, был давно оформлен договор на услуги связи, если абонент приближается к возрасту, когда необходимо менять паспорт, если человек пользуется корпоративной связью и переходит на новую работу», — рассказала «Парламентской газете» пресс-секретарь МТС Ирина Дерюгина.

Сроки, в которые абонент должен известить оператора об изменении своих данных, закреплены в постановлении Правительства от 9 декабря 2014 года № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи». Раздел «Права и обязанности сторон при исполнении договора» указывает, что это не более 60 дней. Большинство операторов фиксируют это и в договоре на оказание услуг.

«Так что, если клиент сменил паспорт, он обязан сообщить об этом без напоминаний. Увы, такую обязанность, как правило, игнорируют. Поэтому верификация данных не просто не противоречит закону — таково его требование», — пояснила «Парламентской газете» пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова.

Такая процедура необходима и если номер оформлен на родственника, фамилия в регистрационной форме записана с ошибками или сменилась в связи с замужеством, отсутствует год рождения. Есть и случаи, когда владельцем сим-карты формально остается человек, который умер десять лет назад.

«Роскомнадзор сверяет данные абонентов с базой МВД. Если сведения неполные, неактуальные или неточные, отправляет оператору запрос по этому номеру на уточнение. На ответ дается 15 дней, и, если срок пропущен, оператор должен заблокировать сим-карту и уведомить РКН», — уточнила представитель компании.

Два клика — и нет проблем

Главное, на что обращают внимание при сверке данных, — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства и реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Подтвердить их можно несколькими способами:

в салоне связи своего оператора — при себе надо иметь паспорт; в приложении или личном кабинете на сайте оператора: следуя инструкциям, нажать на кнопку «Подтвердить данные», перейти на портал госуслуг и в пару кликов завершить операцию; в чате или мессенджере службы поддержки оператора.

Представители компаний заверили, что персональные данные пользователей находятся под надежной защитой и хранятся с соблюдением всех требований информационной безопасности.