Космический байкер: Как Александр Викторенко испытывал "космический мотоцикл"

Ушел из жизни советский и российский космонавт Александр Викторенко. Невосполнимая утрата. Четыре полета в космос и почти 490 суток в невесомости. Шесть выходов в открытый космос. Безусловно, одной из самых ярких страниц космической биографии Александра Степановича стало его участие в испытании первого "космического мотоцикла" - уникального средства передвижения космонавтов в открытом космосе.

Космический байкер: Как Александр Викторенко испытывал "космический мотоцикл"
© Российская Газета

Александр Викторенко - один из первых "космических байкеров". Как это было?

В СССР установка для перемещения и маневрирования космонавтов разрабатывалась еще для станции "Мир" и корабля "Буран". Потенциально она позволяла космонавтам отдаляться от станции на 60 метров.

С виду это был обычный скафандр, сзади висел огромный ранец. Тогда средство космического передвижения получилось громоздким - почти 400 килограммов. Двигатели на сжатом воздухе могли обеспечить 6 часов автономной работы. Все системы были дублированы.

Первый действующий "звездный мотоцикл" для облета станции "Мир" испытали два Александра - Серебров и Викторенко. Члены экипажа корабля "Союза ТМ-8" . Произошло это в феврале 1990 года. Первым на мотоцикле "покатался" Александр Серебров - летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Почти 40 минут он управлял уникальным транспортным средством. Отрывался от станции и парковался к ней.

"Оказывается, в невесомости совсем другой коэффициент трения. Я должен был отлететь на 25 метров, а улетел на 30. В ЦУПе было напряжение жуткое: "Оторвется!" Чувствовал, хрустальная тишина стоит", - вспоминал Серебров.

Однажды из-за незакрепленного поручня он чуть было не улетел в открытый космос. Как рассказывал сам космонавт корреспонденту "РГ", спасло то, что он вовремя успел зацепиться.

По программе испытаний "спасателя" планировался всего один выход в открытый космос. Тот, который провел Серебров. О втором не шло и речи. Но космонавты рискнули и упросили ЦУП разрешить второй выход. Теперь мотоциклом управлял Александр Викторенко...

"Мы имели возможность летать, как птица в облаках", - вспоминал Герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Викторенко.

Кстати, картинку полной конфигурации орбитального комплекса "Мир" на тот момент еще не получали. На Земле переполошились - откуда такая съемка? "Видеокамеру мы веревочками прицепили", - объяснил Викторенко.

Испытания космического мотоцикла прошли успешно. С его помощью можно было передвигать и грузы в космосе. На такой установке космонавт мог даже ремонтировать спутники. Надо сказать, что до этого советские и американские инженеры создали несколько прототипов реактивных ранцев для космонавтов, некоторые из которых испытывались в открытом космосе. Впервые ручное устройство маневрирования опробовал на орбите астронавт корабля "Джемини-4" Эдвард Уайт. После этого американскими специалистами был создан маневрирующий модуль астронавта, испытанный в 1984 году. В 1994 году американцы миссии шаттла испытали модуль для спасения в ходе выхода в открытый космос.

Для передвижения в космосе на НПП "Звезда" придумали новый космический мотоцикл - установку спасения космонавта. По виду тоже обычный рюкзак, который крепят на скафандре. Но масса изделия уже не превышает 55 кг. Внутри - несколько реактивных двигателей и специальные штанги с пультами управления.

По словам специалистов, в стрессовой ситуации, когда космонавт удаляется от станции, сложно рассчитывать, что он сможет оперативно сориентироваться в пространстве, правильно рассчитать траекторию полета и справиться со сложной системой управления "сейфером". Спасти человека должна автоматика: нажал на кнопку - устройство само привезло тебя к поручням станции.