Войти в почту

Российский Минтранс хочет ввести ограничение на использование импортной техники дорожно-строительными компаниями

Российский Минтранс предложил не допускать к госзакупкам дорожно-строительные компании, у которых в собственности меньше 30% отечественной техники. Как пишут «Ведомости», данную меру предлагается ввести с 2025 года, постепенно наращивая обязательный процент техники от российских производителей. Предполагается, что к 2030 году объем техники от отечественных компаний должен будет достигать 60% в обязательном порядке.

Российский Минтранс хочет ввести ограничение на использование импортной техники дорожно-строительными компаниями
© BFM.RU

По мнению правительства, эта мера должна будет стимулировать импортозамещение и развитие отечественной отрасли. Как подобная инициатива скажется на дорожно-строительном бизнесе? Комментирует генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

— Инициатива очень актуальная, в текущей экономической ситуации у российских промышленников и предпринимателей есть объективные возможности по созданию производства. Но есть такая штука, которая называется лень, и по ее причине многие вместо того, чтобы локализовывать, создавать и развивать производство, и инвестировать в технологии, просто занимаются привозом и продажей того, что производится в другой стране. И это требование будет формировать спрос на то, чтобы техника действительно производилась в РФ. Таким образом будет снижаться спрос на импортную технику и увеличиваться спрос на российскую. И для того, чтобы спрос был чем-то удовлетворен, придется это производство развивать.

— Насколько в реальности наша техника конкурирует с зарубежными аналогами?

— Если взять те же грузовики для дорожно-строительных работ, они вполне соответствуют. Какая-то специализированная техника не вся производится в России, может быть, не вся соответствует тем пожеланиям, которые есть у строителей, но это вопрос времени, причем не очень длительного, я полагаю, и желания. А тут желание усиливается необходимостью. Если в какой-то краткосрочный период это будет несколько сложно и болезненно, то уже в среднесрочной перспективе это будет работать хорошо. В России достаточно много дорожно-строительной техники производится, в этом году по производству отмечается достаточно хороший рост, только за первый квартал рост производства был порядка 30%, и сегменты, которые производятся в России, достаточно разные: экскаваторы, краны-трубоукладчики, погрузчики, катки, фронтальные погрузчики, достаточно широкий ассортимент.

Однако вопрос о том, насколько быстро российские компании смогут переоснастить свой парк, заменив всю технику на отечественную, остается открытым. Комментирует генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.

Мария Ярмальчук генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний «У нас доля иностранных машин в действующих парках некоторых подрядчиков достигает 90% и выше. Два года назад, это были преимущественно европейские североамериканские производители. Сейчас происходит замещение поставками техники из Китая и из России, но тут есть несколько проблем. Стоимость отечественной техники сегодня по многим позициям на 15-20% выше китайских аналогов, и это существенная нагрузка для компании. Те мощности, которые есть, и как мы их оцениваем, сейчас у российских производителей, не могут пока закрыть необходимый объем для дорожно-строительной техники. Отечественные производители осваивают производство только сейчас в таких важных наименованиях, как ресайклеры, скреперы, дорожные фрезы, пока они не производятся.Тоже на стадии освоения такие машины, как широкозахватные асфальтоукладчики. Таким образом, когда мы вводим ограничения, мы понимаем, что наши дорожно-строительные компании понесут дополнительные расходы в рамках перехода, они не смогут эту технику в нужном объеме закупить. И самое важное: если нам говорят, какой техникой пользоваться, нам достаточно сложно будет использовать наши компетенции и навыки. Конечно, нужно развивать и поддерживать наших производителей, но это нужно делать аккуратно, нужно, чтобы это качество позволяло компаниям работать. Нам кажется наиболее правильным ходом событий, чтобы наши профильные ведомства смотрели, с точки зрения кооперации с нашими китайскими партнерами, чтобы наши производители смогли выйти на тот уровень техники, который сейчас могут предоставить китайцы в кратчайшие сроки».

Опрошенные Business FM представители дорожно-строительной отрасли скептично относятся к данной инициативе. По словам представителя компании, пожелавшего остаться неизвестным, большая часть дорожно-строительной техники в России немецкого производства. А те исключения, которые собираются в стране, состоят из зарубежных компонентов и не оправдывают ожидания участников рынка.