Войти в почту

Нужен ли российскому бизнесу крупнейший в мире источник вычислительных ресурсов

Дата-центры Китая объединились в "Китайскую сеть вычислительных мощностей", которая уже в 2,5 раза превысила мощность американского суперкомпьютера Frontier, занимающего первое место в мировом в рейтинге TOP-500. Имеет ли смысл российским компаниям пользоваться этим ресурсом?

Нужен ли российскому бизнесу крупнейший в мире источник вычислительных ресурсов
© Российская Газета

20 центров обработки данных в провинциях Гуандун, Сычуань и Гуйчжоу стали первыми ЦОДами, которые подключились к C2NET, амбициозному проекту по консолидации и распределению вычислительных мощностей КНР.

Объем вычислительных ресурсов C2NET составляет уже более трех экзафлопс, что означает способность выполнять три квинтиллиона (10 в 18-й степени) вычислений в секунду. Это значительно превышает возможности самого производительного в мире суперкомпьютера Frontier - 1,2 экзафлопс.

Спрос на высокопроизводительные центры обработки данных, благодаря растущей популярности искусственного интеллекта, стремительно растет во всем мире, и Китай таким образом создает инфраструктуру необходимую как для ИИ-исследований, так и для технологического развития IT-отрасли на фоне ограничений доступа к передовым чипам американской компании NVIDIA, введенных США.

Проект C2NET является частью плана "Восточные данные и западные вычисления", направленного на устранение региональных диспропорций в цифровых ресурсах Китая. Согласно плану, данные, собранные в индустриальных и густонаселенных районах восточного Китая, будут отправляться в ЦОД в западных районах страны с меньшей плотностью населения, меньшей стоимостью земли и электричества. Эти регионы располагают значительными возобновляемыми источниками энергии ветра и солнца, и именно от них планируется запитать новые ЦОДы.

Дата-центры на востоке будут использоваться в основном для обработки информации в реальном времени - для чувствительных к временным задержкам секторов, таких как электронная коммерция, видеотренинг и игровая индустрия Данные, обработка которых допускает задержку по времени, отправят в западные ЦОДы. В феврале 2023 года в Китае открылась первая в стране биржа вычислительных мощностей, которая обеспечивает объединение, распределение и доступ к вычислительным ресурсам компаниям и организациям. К работе биржи уже подключились такие крупные компании, как Huawei, ZTE, Alibaba и China Telecom.

"Вычислительные ресурсы станут своего рода коммодитиз, подобно электричеству. За их использование можно будет платить, когда они нужны, независимо от того, где находится источник", - заявил директор шэньчжэньской государственной лаборатории Гао Вэнь, который возглавляет проект C2NET.

Он также отметил, что вычислительные ресурсы являются ключом к разработке больших языковых моделей (LLM) - технологии, используемой для обучения таких востребованных чат-ботов, как ChatGPT.

На сегодняшний день китайские компании запустили не менее 79 LLM с более чем 1 миллиардом параметров каждая.

Согласно данным международного рейтинга суперкомпьютеров TOP-500, именно Китай и США занимают сегодня лидирующие позиции по количеству сверхмощных вычислительных систем. В июне 2023 года США переместились на первое место, нарастив количество своих суперкомпьютеров со 126 систем в ноябрьском списке, до 150 в июньском. Китай в июне переместился с первого места на второе, сократив свое представительство в ТOP-500 со 162 вычислительных кластеров, до 134. Россия в ноябрьском и в майском списке была представлена семью суперкомпьютерами.

Дефицит вычислительных мощностей в России, особенно в контексте санкций, ухода западных вендоров и отсутствия возможности работать с американскими облачными провайдерами, такими как AWS, Microsoft Azure и Google Cloud, поставил бизнес, особенно малый и средний, в непростое положение. Бизнес-модель небольших компаний и стартапов не предполагает инвестиций в собственную IT-инфраструктуру и ставит их в зависимость от внешних ЦОДов и облачных провайдеров.

Таким образом малый и средний бизнес оказался в менее выгодном положении по сравнению с крупными компаниями, имеющими собственные ЦОДы. Это косвенно подтверждают результаты недавнего исследования, проведенного экспертами международной премии в сфере цифровых технологий "Искусный интеллект". Так говоря о причинах неудач российских стартапов, большинство участников опроса - 36,8%, назвали проблему монополизма на рынке. По их мнению, молодым компаниям не удается развить бизнес, поскольку им сложно конкурировать с крупным бизнесом. К такой конкуренции можно отнести и конкуренцию за доступ к вычислительным ресурсам.

С учетом огромных ресурсов Китая в этой области и создания национального "супероблака" C2NET, "РГ" попросила экспертов прокомментировать возможность использования китайских вычисленных мощностей российскими компаниями.

Генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев оценил такую бизнес-модель очень сдержано: "Нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, правильно ли российским компаниям падать в объятия китайской инфраструктуры? В европейских ЦОДах мы уже работали. Было удобно, недорого, но все мы знаем, чем это закончилось. Также в случае аренды инфраструктуры, находящейся в Китае, нужно учитывать задержки каналов связи от Китая до европейской части России, где находятся основные потребители".

По мнению Рензяева нужно учитывать потенциальные языковые проблемы с китайской техподдержкой и курсовую разницу. "Я не думаю, что услуги китайской инфраструктуры, несмотря на все ее размеры, будут востребованы", - говорит руководитель CorpSoft24.

Директор по развитию бизнеса "КРОК Облачные сервисы" Сергей Зинкевич также считает, что несмотря на очевидные достоинства китайских мощностей, такие как масштаб и производительность, есть много скрытых подводных камней, которые нивелируют плюсы их использования компаниями из России: "Например, обучение нейросети требует огромного массива данных, которые необходимо перегнать в китайские ЦОДы. Получается, что компания неделю гонит трафик в Китай, неделю обучает нейросеть, неделю гонит трафик обратно. То есть, в целом задача займет три недели, в течение которых придется платить за мощности. В России на эту же задачу хватит одной недели аренды облака. В итоге, даже если стоимость российского облака выше, использование китайских мощностей может оказаться менее экономичным, учитывая все сопутствующие расходы и риски".

Также по мнению Зинкевича могут возникнуть проблемы с расчетами, оплатой, китайским файерволом, который может блокировать часть трафика, и другими нюансами китайского законодательства, с которыми российский бизнес плохо знаком: "Поэтому, перед таким выбором нужно очень серьезно обдумать все возможные варианты и оценить их достоинства и недостатки".