И почему их голоса так похожи

Голосовые помощники уже перестали быть чем-то удивительным. Сегодня пользователям предлагают много разных вариантов: Алиса, Маруся, Алекса, Сири — это только самые популярные ИИ, обладающие голосом. Вы можете задавать им каверзные вопросы, вместе решать, что подарить маме на день рождения, и даже просить ИИ изменить голос. Но задумывались ли вы, почему изначально все голосовые помощники говорят как женщины? Разбираемся вместе.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Почему голосовым помощникам дают женские голоса

За последние годы мы уже привыкли общаться с искусственным интеллектом, он стал привычной частью жизни независимо от своего проявления: будь то умная колонка или робот-пылесос. Но на заре своего появления перед умными гаджетами (а вернее, их создателями) стояла очень непростая задача — сделать так, чтобы люди захотели иметь в своем доме говорящее чудо техники. И чтобы они не просто его захотели, а начали ему доверять, ведь искусственный интеллект учится на наших командах и поисковых запросах. Звучит довольно жутко, а когда он не только собирает наши личные данные, но и отвечает механическим звенящим голосом, кажется, что у вас дома завелся робот-заяц из «Ну, погоди!». А если у пользователей складывалось такое впечатление, то это значило, что производитель невольно угодил в «Зловещую долину».

Эффект зловещей долины — это социальное явление, открытое в 1978 году. Оно представляет собой кривую симпатии человека к роботам. В 1978 создатель концепции, Масахиро Мори, ориентировался в первую очередь на восприятие людьми человекоподобных роботов, но на сегодняшний день концепция также применима к машинам, которые напоминают людей очень отдаленно: к колонкам с голосовым помощником, роботам-пылесосам и прочим атрибутам «умного дома».

Секрет прост: чтобы что-то перестало казаться жутким, нужно сделать это милым, придать объекту максимально безобидный вид, и избежать уподобления роботу-зайцу, ставшему причиной кошмаров нескольких поколений детей.

Причем создателям нужно было создать не просто милый объект или дизайн, а сделать его универсально милым — чтобы он нравился и мужчинам, и женщинам, и взрослым, и детям.

Как выяснили ученые, высокий женский голос как раз относится к вещам, которые вызывают одобрение и симпатию у широкой аудитории. И для знакомства пользователей с голосовым помощником именно он оказался наиболее оптимальным вариантом.

Затем важную роль играет внешний дизайн колонок, в которые «заключен» голосовой помощник. Он тоже влияет на наше восприятие. В 2022 году группа ученых провела исследование среди пользователей: 3 группы испытуемых попросили повзаимодействовать с голосовым помощником. Один выглядел как обычная колонка, во втором была применена анимация с условной имитацией глаз и рта, а третий голосовой помощник был выполнен в форме котенка. Неудивительно, что наиболее позитивный отклик получил котенок, показавшийся пользователям самым безопасным и дружелюбным.

Достаточно ли милого дизайна, чтобы сформировать доверие

Конечно же, одной привлекательной внешности роботу недостаточно, чтобы люди начали его обожать. Порой внешняя безобидность даже играет против ИИ, если он начинает вести себя или действовать противоречиво. Такие случаи, например, когда нейросеть начинает признаваться в любви к хозяину или озвучивать планы по захвату мира, могут насторожить даже технооптимистов.

Все дело в том, что человек очень восприимчив ко всему зловещему и жуткому. Вещь не обязательно должна выглядеть опасно или производить какие-то действия, чтобы заставить нас насторожиться.

Первым понятие «жуткости» описал Зигмунд Фрейд в одноименной статье. Он специально выделил «жуткость» в отдельную категорию, не являющуюся синонимом «страшного». Разница между этими двумя характеристиками довольно существенная. Страшными мы воспринимаем вещи, опасность которых хорошо понимаем: когтистый и зубастый рычащий монстр, скример, человек в маске и с ножом, робот с циркулярной пилой наперевес. Опасность очевидна, реакция страха следует незамедлительно.

А вот жуткими сам Фрейд назвал вещи, опасность которых неочевидна. Объект может выглядеть знакомо, но вести себя не так, как мы ожидаем. Например, милая вещь начинает скалиться и говорить о жестоких расправах, как Кукла Чакки или Пеннивайз. Жуткий объект может иметь привычный общий вид, но при этом обладать искаженными чертами — таким характеристикам соответствуют многие человекоподобные роботы, которые на первый взгляд выглядят как люди. Или голосовые помощники, которые начинают вести себя слишком по-человечески.

Поэтому сегодня мы все еще будем спокойнее и с большим доверием относиться к ИИ, который не знает, как сказать «ставни» в единственном числе, плоско шутит и признает, что является роботом.