«Часть рынка начнет умирать»: инженеры не поддерживают проект о праве силовиков сбивать любые дроны

Силовики, скорее всего, получат право блокировать все дроны, а не только воздушные. Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. МВД, ФСБ, Росгвардия, ФСО и другие силовые структуры смогут пресекать движение беспилотников в воздухе, воде, на земле и даже под землей.

«Часть рынка начнет умирать»: инженеры не поддерживают проект о праве силовиков сбивать любые дроны
© BFM.RU

Соавтор законопроекта, депутат Александр Хинштейн, ранее объяснял необходимость этого тем, что «беспилотные аппараты всех видов активно применяются в боевых и диверсионнно-террористических целях».

Директор компании «Корпорация роботов» Артур Зархи признался, что для него и коллег эта инициатива стала полной неожиданностью:

Артур Зархи директор компании «Корпорация роботов» «Пока непонятно, что нам делать с роботами, даже с нашими. Робот-собака, которая гуляет на территории парка ВДНХ, вызывает интерес у посетителей к инженерной истории, потому что мы рассказываем, из чего состоит собака, и вовлекаем в инженерную профессию. [О законодательной инициативе] говорилось ранее, но что будет такое, что уже всерьез принимают, мы сегодня узнали. Мы не ожидали, что так резко будет. Получается, тогда и развитие робототехники может немного приостановиться, потому что сейчас самое важное на данный момент — чтобы мы тестировали. Мы на полигонах будем тестировать. До чего дошел прогресс: те же роботы-доставщики начали продвигаться все дальше, мы видим, как их система работает очень хорошо, они могут автономно переходить и пешеходные переходы. Это очень большой прогресс в инженерном разделе, искусственном интеллекте и так далее. Что именно будет принято? Думаю, мы, например, скажем, что нам для тестирования нужна определенная улица, мы отправим документ, в котором напишем, что по этой улице будет тестирование робота с определенным серийным номером, он будет выполнять некоторые задачи. Я думаю, это будет сравнимо с видеосъемкой, которая ведется в каком-то парке или еще где-то, — надо получать аккредитацию. Может быть, мы тоже будем получать аккредитацию для того, чтобы проводить свои тесты с роботами».

Вот что заявил Business FM Виталий — совладелец одной из компаний, предоставляющих роботов в аренду:

— На самом деле реакция негативная, потенциальное ограничение в этой сфере ни к чему хорошему не приведет. Это ограничение приведет к тому, что часть рынка начнет умирать и мы опять начнем отставать. Мы только-только попытались догнать как западных, так и восточных коллег. И вдруг мы опять делаем несколько шагов назад. Поэтому ничего хорошего в этом нет. Это означает, к сожалению, убить рынок автоматизированной доставки. И второй вариант — все запретить, тогда реализация этого закона приведет к тому, что даже детские игрушки надо будет изымать из магазинов.

— Если этот закон будет принят, а такая вероятность велика, что лично вы будете предпринимать в связи с этим?

— К сожалению, мы вынуждены будем ограничить себя исключительно использованием наших роботов в закрытых пространствах, где предоставляется максимум информации для потенциальных заказчиков с теми техническими характеристиками, которые есть, чтобы это использование было максимально открыто и легитимно. Других вариантов использования я уже не вижу.

Узнать позицию «Яндекса», чьи колесные роботы разъезжают по Москве и доставляют грузы в том числе для «Почты России», редакции Business FM не удалось. В компании, куда обратились сотрудники радиостанции, не стали комментировать законопроект, наделяющий силовиков правом блокировать любые дроны.

Тем временем «Яндекс» представил свой новый беспилотный автомобиль на выставке Kazan Expo 2023. Сейчас «умная» машина ездит в качестве беспилотного такси по территории Иннополиса. Первое поколение автомобилей без водителя «Яндекс» выпустил в 2017 году. Сейчас в Иннополисе работают пять беспилотных такси компании.