Человечество стоит на пороге создания искусственных вселенных. Почему ученые считают, что люди уже давно живут в матрице?
Человечество уже давно мечтает о создании искусственных вселенных, с помощью которых можно было бы моментально перемещаться из одного реалистичного мира в другой, не менее реалистичный, и делать то, что категорически невозможно в обычной жизни. Стремительное развитие искусственного интеллекта в последние годы заставило многих футурологов задуматься о том, что появление таких миров, которые еще называют симулятивными вселенными, — дело самого недалекого будущего. В то же время несколько десятилетий назад некоторые ученые начали задумываться о том, не живет ли человечество в симуляции уже сейчас. «Лента.ру» изучила доводы сторонников и противников этой теории и разобралась, когда человечество действительно сможет перебраться в искусственные миры.
Искусственные миры с живыми, мертвыми и придуманными
Тысячи или даже миллионы искусственных онлайн-вселенных многие футурологи называют обязательным атрибутом недалекого будущего человечества. В каждой из таких вселенных будут действовать собственные физические законы, а жить там будут в основном интеллектуальные чат-боты, облаченные в цифровые тела. Там же, как уверяют современные ученые, обычные пользователи смогут получать самые невероятные впечатления, абсолютно непохожие на впечатления от реальности.
Правда, картины, которые рисуют современные фантасты, существенно отличаются от прогнозов, которые давали их коллеги в середине прошлого века. Если вторые изображали потомков космическими кочевниками, которые захватывают и осваивают новые миры, то первые представляют человека будущего колонизатором преимущественно виртуальных миров. Причину такой перемены настроения футурологи видят в том, что хотя люди и научились летать в космос, покорение новых миров оказалось делом медленным и дорогим. В то же время виртуальная реальность и нейросети уже сейчас предлагают переместиться в будущее за несколько секунд.
Всерьез задуматься о создании полностью цифровых миров, которые будут неотличимы от настоящих, заставило и стремительное развитие искусственного интеллекта, в том числе прорыв ChatGPT, а также начало постепенного превращения соцсетей в метавселенные и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. «Безусловно, к 2040 году у нас точно будут инструменты, необходимые для создания симулятивной вселенной и управления ею», — Гордон Джонс.
Искусственные цифровые люди, населяющие эти симуляции, будут обладать различными уровнями развития и интеллектуальных способностей. Если одни будут оставаться сугубо служебными программами, предназначенными для помощи пользователям и их обучения, другие смогут стать независимыми и в какой-то степени развить свое собственное сознание.
«Искусственный интеллект будет дирижером искусственных вселенных, используя для создания безопасных, масштабируемых и реалистичных виртуальных миров как базовые алгоритмы машинного обучения, так и передовые нейросети, прошедшие глубокое обучение», — Неаполя Мариапина Трунфио.
Цифровая симуляция
Правда, все фантазии об искусственных вселенных будущего традиционно спотыкались об один простой вопрос: не является ли симуляцией тот мир, который люди считают реальностью? Причем первые подобные гипотезы уходят корнями еще в Древнюю Грецию. Один из наиболее известных примеров таких размышлений можно найти в работе Платона «Пещера».
Философ описывает мир, в котором люди находятся в пещере. Их тела связаны, и они видят только тени на стене. Они считают эти тени реальностью, не осознавая, что за пределами пещеры существует иной мир. Идея Платона заключается в том, что люди живут в ограниченной реальности, а истинная реальность находится в мире идей, недоступном обычному восприятию. С одной стороны, традиционная трактовка сводится к тому, что человечество просто не понимает истинной природы мира вокруг. Однако авторы современных интерпретаций предполагают, что древнегреческий философ имел в виду, что на самом деле люди живут в симуляции, за пределами которой скрывается истинная реальность.
Одна из самых известных современных концепций симулятивного мира принадлежит философу и профессору Оксфордского университета Нику Бострому.
Его гипотеза, выдвинутая в 2003 году, строится на трех основных утверждениях. Во-первых, он предполагает, что развитие технологии, в том числе искусственного интеллекта, когда-нибудь достигнет такого уровня, что создание симуляций человеческой цивилизации станет полностью возможным. Во-вторых, утверждает Бостром, когда это станет возможным, появится сразу множество симуляций. Все они, населенные огромным количеством полностью цифровых жителей, будут функционировать независимо друг от друга и имитировать различные временные эпохи и общества.
Кроме того, ученый практически уверен, что человечество уже живет в симуляции. «Если существует возможность создания таких симуляций, и их количество будет огромным, то вероятность того, что мы живем в одной из них, значительно превышает вероятность того, что мы живем в оригинальной реальности», — считает Бостром.
В свое время его статья наделала немало шума и вынудила высказаться на эту тему многие выдающиеся умы. Основным аргументом в пользу этой идеи стало то, что реальный мир кажется невероятно точно смоделированным и последовательным. Однако эту идею можно считать лишь философским предположением, а не научным фактом. Причина этого — полное отсутствие хоть каких-то эмпирических доказательств.
«Мы действительно можем быть частью сложной цифровой симуляции, разработанной некими будущими суперинтеллектами, — Стивен Хокинг. — Однако это, скорее всего, стало бы для нас бесполезной информацией, которая ничего не изменила бы».
В том, что человечество уже попало в симуляцию, почти уверен и ученый из Университета Луисвилля Роман Ямпольски. К примеру, как утверждает ученый, многие эффекты квантовой физики выглядят так, будто они существуют только в тот момент, когда за ними наблюдают. По его мнению, это похоже на то, как в видеоиграх графика отображается только тогда, когда игрок на нее смотрит. Кроме того, он считает, что если попытаться в лабораторных условиях воссоздать эволюционные алгоритмы, то через какое-то время они перестают работать. Это, уверен Ямпольски, говорит о том, что для поддержания этих процессов на протяжении миллиардов лет нужен был некий верховный смотритель. Кроме того, Ямпольски считает, что если принять за правду идею того, что человечество уже попало в симуляцию, можно ответить на вопрос, что такое сознание.
Среди сторонников концепции в середине прошлого десятилетия оказался даже предприниматель Илон Маск, который по-новому раскрыл тезисы Бострома. По его мнению, вероятность того, что люди и правда находятся в реальном мире, чрезвычайно мала.
Впрочем, противников концепции Бострома оказалось намного больше. Например, астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон назвал утверждения Бострома маловероятными. По его словам, хотя человечество и создает виртуальные миры, это не означает, что оно находится в одном из них прямо сейчас.
«Одно из обстоятельств, серьезно влияющих на справедливость аргумента Бострома о симуляции, — это возможность симулирования людей без самосознания. Такое симулирование может быть осуществлено из этических соображений, так как симулирование реального мира (предположительно, схожего с нашей человеческой историей) неизбежно влечет за собой боль и страдания для симулируемых людей. Есть основания полагать, что постчеловеческие цивилизации неизбежно проявляют глубокое уважение к сознающим существам в любой форме и вряд ли решат причинить им страдания, если этого можно избежать», — написал в своей статье российский футуролог Данила Медведев, критикуя концепцию Бострома.
В искусственные миры можно будет переехать насовсем
Впрочем, даже если гипотеза Бострома и неверна, это не означает, что хотя бы часть из экстравагантных идей ученого не может быть правдой, равно как и то, что люди не смогут создать вселенную, в которой это окажется правдой. В другой своей работе, посвященной искусственным вселенным будущего, Бостром даже называет примерные сроки создания искусственной вселенной — следующие несколько десятилетий. Изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл в своей книге «Сингулярность уже близка», выпущенной в 2005 году, называл более конкретную точку — 2030 год. Еще один известный футуролог Ханс Моравек предполагал, что речь идет, скорее всего, о второй половине или даже конце XXI века.
Мнения ученых в основном сходятся и в другом вопросе — кто будет жить в цифровых мирах. Как правило, специалисты отвечают, что там можно будет встретить реальных людей, которые будут периодически приходить из реальности (как в культовых фильмах «Матрица» и «Тринадцатый этаж»); тех, кто добровольно навсегда переселился в симуляцию (как в «Ванильном небе»), а также искусственный интеллект, принимающий самые разнообразные формы.
Куда сложнее оказывается другой вопрос: будут ли жители цифровых миров понимать, что они ненастоящие? Затрудняясь ответить на него, ученые пока сходятся в том, что для создания неотличимой от реальности симуляции, в которой чат-бот вроде ChatGPT сможет жить в голове у собеседника и обладать виртуальным телом, необходимо значительное развитие технологий. И в первую очередь — в части генерации естественного языка и моделирования человеческих поведенческих паттернов.
Одна из самых сложных задач — разработка алгоритмов, способных генерировать реалистичные ответы на вопросы пользователей, а также продолжать диалог непрерывно. Чтобы чат-боты научились вести такие беседы, нужно, чтобы они умели учитывать контекст и адаптировались к самым разным ситуациям. Пока неизвестно, получится ли это сделать, — даже самые продвинутые алгоритмы могут оказаться ограниченными в своей способности изображать сознательность.
Ответить же на вопрос, могут ли чат-боты внутри симуляции осознать, что такое симуляция, и понять, что они являются ее частью, сегодня нельзя. Одна из причин этого кроется в том, что пока люди не вполне четко представляют, что такое человеческое сознание и человеческое «я», не говоря уже о сознании рукотворного интеллекта.
Тем не менее некоторые ученые настроены весьма оптимистично. Например, философ Дэвид Чалмерс представил ситуацию, как два искусственных интеллекта, проходящие тест Тьюринга, не смогут определить, кто из них является человеком, а кто — программой. По мнению Чалмерса, в этом случае можно считать, что оба обладают вполне настоящим сознанием. А это значит, считает ученый, что они не смогут определить, что являются симуляцией, если их изначально лишить этого знания.
Впрочем, и это рассуждение можно считать лишь философским изысканием, пока человечество не смогло доказать хотя бы саму возможность создания настолько развитого искусственного интеллекта.
Кроме того, сама возможность появления симулятивных вселенных ставит перед человечеством довольно сложные этические вопросы, которые еще только предстоит разрешить. А это значит, что даже если эксперимент по созданию искусственного мира окажется успешным, людям придется на собственном опыте понять, как правильно их использовать и расширять.